29.03.2006

Присоединение к ВТО может затянуться. Грузия, Молдавия и страны Евросоюза преподнесли России неприятный сюрприз



ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА, АННА БАЖИНА

Процесс присоединения России к ВТО может затянуться еще на два года. Примеру Грузии, фактически отозвавшей свою подпись под протоколом о завершении переговоров, последовали Молдавия и страны Евросоюза, с которыми, как считали в России, вопрос был решен (протоколы подписали все члены ЕС кроме Швейцарии).

К настоящему моменту Россия завершила двусторонние переговоры с 54 из 58 стран. В ближайшее время российские переговорщики планируют подписать протоколы с Аргентиной и Австралией. С США, которые по-прежнему настаивают на открытии в России филиалов западных банков, пока договориться не удалось.

Однако на этой неделе у отечественных переговорщиков появилась новая проблема: страны, с которыми вопрос уже был решен, начали фактически отзывать свои подписи под достигнутыми договоренностями.

Винная война

Россия, похоже, начинает полноценную торговую войну с соседями по СНГ. Как сообщал вчера "Бизнес", по настоянию Роспотребнадзора были введены ограничения на импорт грузинских и молдавских вин и виноматериалов. Ответ не заставил себя долго ждать.

Как заявил вчера заместитель министра экономики и торговли Молдавии Игорь Додон, его страна будет категорически возражать против присоединения России к ВТО до тех пор, пока не будут отменены все ограничения по поставкам на российский рынок молдавской продукции. Игорь Додон потребовал от России снять все ограничения по импорту растениеводческой и животноводческой продукции, а также взимать НДС на поставляемый российский газ по месту назначения, то есть непосредственно в Молдавии, а не в России, как это происходит сейчас.

По правилам организации решение о приеме новых странучастниц принимается единогласно. Таким образом, Молдавия, состоящая в ВТО с 2001 года, формально имеет право вето.

Чуть ранее похожие претензии предъявила Грузия, разногласия с которой носят более широкий характер. Грузия подписала протокол о завершении переговоров еще в 2004 году. Аналогичный документ был согласован и подписан и с молдавской стороны.

Однако теперь эти страны пошли на попятную, фактически отозвав свои подписи.

Обострение авиаконфликта

Еврокомиссия пообещала приостановить присоединение страны к ВТО, если российская сторона не отменит платежи за транссибирские перелеты. Вчера комиссар ЕС по вопросам транспорта Жак Барро от имени Еврокомиссии потребовал, чтобы российская сторона до конца года предоставила подробный план снижения транссибирских платежей. Как сообщает агентство Bloomberg, при этом он напомнил, что только в 2004 году сборы за перелеты над Сибирью стоили европейским авиаперевозчикам 330 млн евро.

Платежи за транссибирские перелеты были введены в 1970-е годы. Тогда европейским авиакомпаниям разрешили выполнять рейсы в Азию через территорию СССР с дозаправкой в Москве. После того как зарубежные авиаперевозчики перешли на более современные воздушные суда, позволяющие летать в Азию без дозаправки, этот сбор был введен в качестве компенсации упущенной выгоды национального авиаперевозчика "Аэрофлота".

Наибольшие выплаты приходятся на компании Lufthansa и Air France. Но и другие компании теряют значительные суммы. Представители компании British Airways подтвердили "Бизнесу", что плата за полеты над Сибирью обременительна для компании. "Мы, конечно, хотели бы ее отмены",- подтверждает источник.

Претензии не приняты


Проблема с точки зрения присоединения к ВТО состоит в том, что Минтранс - профильное в этом случае министерство - в принципе не признает требований ЕС. В чем пользуется абсолютной поддержкой аналитиков и участников рынка: они считают, что Россия не должна идти на уступки, не получив что-то взамен.

По мнению Барро, эти сборы противоречат международному законодательству.

Чиновник напомнил, что в 2003 году, при подписании протокола о присоединении к ВТО, Россия обязалась отменить выплаты за транссибирские перелеты. Однако подробного графика в ЕС не предоставили.

Минтранс требований Еврокомиссии не признает. Как сообщили в министерстве, все переговоры, проводимые при подготовке присоединения России к ВТО, зафиксированы протоколами, и вопрос об отмене транссибирских платежей в процессе переговоров никогда не поднимался. "Плата за транссибирские перелеты не является роялти - это система коммерческих отношений, учитывающаябаланс интересов хозяйствующих субъектов в лице назначенных перевозчиков",- считают в министерстве.

В случае отмены платы за транссибирские перелеты Россия потеряет $300 млн, отмечает аналитик "Уралсиба" Марат Ибрагимов. Причем потеряет не только "Аэрофлот", который является лишь формальным получателем сборов, а вся российская авиация. "Платежи, поступающие за транссибирские перелеты, направляются на обновление воздушного парка авиакомпаний и модернизацию российской аэронавигационной системы",- считают в Минтрансе.

По мнению руководителя аналитического отдела "Авиапорта" Олега Пантелеева, Россия не должна уступать в столь серьезном вопросе: "Это не выгодно России, мы должны получить что-то взамен".

Цена вопроса- до двух лет задержки


По словам директора информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского, урегулировать разногласия с Молдавией Россия может "опытным путем", то есть провести лабораторные анализы вин и доказать, что в них содержатся вредные вещества. В ответ власти республики могут представить свои исследования.

"Молдавия и Грузия зависимы от Штатов, например, грузинская политическая элита получает зарплату из США, - отмечает заместитель завкафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Скопин.- США могут через эти страны оказывать на Россию давление".

"Противоречия также могут снять США, если удовлетворят требования России в отношении доступа на рынки финансовых услуг, ведь обычно малые страны в своем поведении ориентируются на страны-лидеры. Вопрос только в цене, ведь понятно, что цена допуска филиалов банков гораздо выше, чем цена импорта продукции из Молдавии и Грузии",- размышляет он.

Длительность переговоров с этими странами зависит от того, хватит ли у них ресурсов на ведение торговой войны с Россией. "Процесс присоединения может затянуться еще на пару лет, однако для России в этом нет ничего страшного, чем позже мы присоединимся, тем более продуманным будет окончательное решение. А вот Молдавия, которую Россия экономическими мерами наказывает за недальновидную политику, может понести реальные убытки из-за потери рынка сбыта прежде всего своей винодельческой продукции",- считает Алексей Скопин.


Деловая газета "Бизнес"