29.03.2006

"Черемушки" ответили Fazer



ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ
НИКОЛАЙ ДИЦМАН

Один из лидеров московского рынка хлеба и кондитерских изделий КБК "Черемушки" выходит в Петербург. Комбинат завершил сделку по покупке крупного местного производителя кондитерских и хлебобулочных изделий компании "Пекарь". Эксперты прогнозируют и дальнейшую консолидацию рынка.
Вчера внеочередное собрание акционеров КБК "Черемушки" одобрило сделку по покупке "Пекаря", рассказал "Бизнесу" председатель совета директоров "Черемушек" Сергей Щедрин. По его словам, "Черемушки" выкупили долю ЕБРР (35,5% голосующих акций) и ООО "Адмирал" (контролировалось менеджментом "Пекаря", 19,88% голосующих акций). Сумма сделки составила около $21 млн. "Петербург - второй в России по величине рынок хлеба и кондитерских изделий, и нам предложили интересный актив за приемлемую цену",- поясняет Щедрин.
Генеральный директор "Пекаря" Юрий Селезнев подтвердил факт сделки: "В 2000 году ЕБРР вошел в состав наших акционеров, но договор предусматривал, что через пять-семь лет они выйдут. Когда стало понятно, что ЕБРР выходит, мы начали вести переговоры с другими участниками рынка: Fazer, Danone, Orkla, "Агросом" и "Объединенными кондитерами", в итоге договорились с "Черемушками". Идет консолидация рынка, одному предприятию оставаться на плаву тяжело, поэтому если мы не можем скупать других игроков, покупают нас".
По словам Щедрина, новые владельцы планируют к 2009 году ввести в строй новую производственную площадку "Пекаря", а также осуществить программу слияний и поглощений на местном рынке хлеба. "Сейчас "Пекарь" занимает 6-8% рынка, при этом еще около 32% не консолидировано",- уточняет Щедрин.
А Селезнев считает, что "Пекарь" поможет усилить региональную сеть "Черемушек", получив при этом "выход в Москву". Впрочем, Щедрин и Селезнев сходятся во мнении, что механизм интеграции "Пекаря" и "Черемушек" еще до конца не определен.
Гендиректор "Хлебного дома" Валерий Федоренко подтверждает, что его компания тоже рассматривала возможность покупки "Пекаря" два года назад: "Но мы решили, что проще построить новое предприятие.
Если говорить о кондитерском секторе, то для "Черемушек" это очень хорошее приобретение: "Пекарю"принадлежит в Петербурге около 90% рынка. Но с хлебом у них дела обстоят хуже, по нашей оценке, компания занимает только 3%". Для "Черемушек" сделка означает расширение ассортимента и выход на рынок Петербурга, традиционно враждебный к московской продукции, добавляет коммерческий директор компании "Русский бисквит" Виктор Заславский.
"Черемушки" - уже третья компания, которая занялась скупкой активов в этом секторе.
Первой стала финская Fazer, которая в 2002-2003 годах приобрела петербургскую компанию "Хлебный дом", а также хлебозаводы Василеостровского района и "Муринский", а в 2005 году вышла на столичный рынок, купив комбинат "Звездный". Активную экспансию ведет и зерновой трейдер "Настюша", который приобрел пакеты московских комбинатов "Яуза-хлеб" и "Пролетарец".
"Можно ожидать объединения кондитерских предприятий в холдинги. Это диктуется необходимостью значимых вложений в маркетинг и дистрибуцию. Наблюдаются тенденции перехода потребителей от традиционных мучнистых изделий к более премиальным, что потребует создания и развития брэндов",- рассуждает PR-директор "Объединенных кондитеров" Денис Богданов.


Деловая газета "Бизнес"