28.03.2006

Разгон автопрома. B 2009 году в России будет выпускаться 1,5-1,6 млн автомобилей



РОМАН ГУЛЯЕВ

По прогнозу правительства, в 2009 году в России будет выпускаться 1,5-1,6 млн автомобилей, при этом на долю иностранных компаний придется примерно треть производства - сейчас объем производства машин в стране составляет около миллиона.
Аналитики считают прогноз правительства чрезмерно оптимистичным и уверены, что доля российских иномарок будет больше.
Как заявил на заседании правительства министр экономического развития Герман Греф, к 2009 году количество собираемых в России автомобилей (как иностранных, так и отечественных марок) составит 1,5-1,6 млн штук. При этом доля автомобилей российских марок составит 65-70% от этого числа, добавил министр.
Данные Грефа несколько расходятся с мнениями иностранных аналитиков, высказанными на закончившейся недавно конференции по автомобильной промышленности Института Адама Смита.
К примеру, компания Johnson Control, производящая автокомпоненты, рассчитывает рынок исходя из производства 1,4 млн автомобилей в 2009 году. А Ernst & Young прогнозирует производство автомобилей в 2010 году на уровне 1,267 млн.
При этом в E&Y в целом согласны с Грефом по количеству отечественных автомобилей, но считают, что иномарок в России будет произведено меньше. Руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности Ernst & Young CIS Иван Бончев объяснил "Бизнесу", что при составлении прогнозов Ernst & Young делает коррекцию, в которой учитывает возможные задержки с началом выпуска автомобилей иностранными компаниями. "Подобное случается достаточно часто, возьмем для примера ситуацию с планами Volkswagen и Skoda, которые уже несколько лет пересматриваются при принятии окончательного решения",- поясняет Бончев.
Прогноз еще одной западной консалтинговой структуры - Roland Berger - предполагает, что к 2011 году в России будет продаваться 1,3 млн отечественных автомобилей, из которых 0,7 млн - иностранных марок. Если учитывать экспорт продукции российских автозаводов (АвтоВАЗ, УАЗ), который, по их планам, будет расти, то прогноз в целом совпадает с данными Минэкономики.
Правда, в Roland Berger считают, что иномарки будут развивать производство быстрее.
По словам Германа Грефа, достижение полуторамиллионного показателявозможно только в случае успешной реструктуризации АвтоВАЗа и поступательного развития ГАЗа, что будет зависеть от работы управленческих команд этих предприятий. "Действительно, если к тому времени введут новые мощности на АвтоВАЗе, то даже при закрытии старых на реконструкцию, тольяттинский завод может увеличить производство на 200 тыс. машин",- считает аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Парфенов. По его мнению, прирост производства российских автомобилей также возможен за счет ГАЗа, который, во-первых, мог бы модернизировать "Волгу", если получит на это средства инвестфонда, во-вторых, может развивать проект производства индийского внедорожника Mahindra Marshal.
По мнению Ивана Бончева, прогноз правительства по производству автомобилей в России оптимистичен и показывает, что меры, ранее предпринятые по привлечению инвесторов в автопром, начинают эффективно работать. Герман Греф также отметил, что есть интерес со стороны иностранных партнеров, которые в ближайшее время откроют новые сборочные производства в России. "Доля российских иномарок к 2009 году может составить 40-50% - заявлено достаточно много проектов",- говорит Дмитрий Парфенов. В числе возможных проектов он называет приход Volkswagen в Россию, переговоры Санкт-Петербурга с четырьмя автомобильными компаниями, увеличение производства Kia на "Иж-авто". "Кроме того, если китайские автопроизводители увидят успех Great Wall, который уже заявил о своем приходе в особую экономическую зону "Алабуга" в Татарии, они также могут прийти в Россию",- добавляет Парфенов.

Деловая газета "Бизнес"