28.03.2006

Коньяку осталось на два месяца



Коньяк Новые акцизные марки, которые с января этого года должны быть наклеены на каждую бутылку алкоголя, продающуюся в России, не могут приобрести ни российские производители, ни импортеры. По этой причине уже приостановил поставки в Россию Ереванский коньячный завод. Не отгружают продукцию и российские предприятия.

Из-за проблем с акцизными марками ликероводочная отрасль уже третий месяц подряд переживает кризис: в России работают лишь несколько предприятий. Крупнейшие российские заводы, такие как обнинский завод «Кристалл» и завод «Топаз», принадлежащий компании «Русский алкоголь», приостановили работу еще в январе и до сих пор не возобновили.
С 1 апреля 2006 года проблема акцизных марок коснется и зарубежных поставщиков алкоголя. С этого момента вступают в силу положения нового федерального закона № 102 о запрете ввоза импортного алкоголя со старой маркировкой.

Российский рынок алкоголя, по разным данным, оценивается в $10–20 млрд, что составляет около 1,2 млрд бутылок. Российские и западные производители по объему продукции делят рынок примерно пополам, но по денежной стоимости российский алкоголь занимает примерно треть рынка, подсчитали в Союзе участников алкогольного рынка (СУАР). По данным же Национальной алкогольной ассоциации, импортный алкоголь занимает не больше четверти алкогольного рынка России.

Из-за проблем с акцизными марками приостановил поставки коньяка в Россию и самый крупный экспортер алкогольной продукции в Армении – «Ереванский коньячный завод» (ЕКЗ) (марка «Арарат»). Как сообщил председатель Союза виноделов Армении Аваг Арутюнян, из 31 производителя алкогольной продукции в Армении 26 занимаются ее экспортом, причем преимущественно в Россию, и в основном коньяка. Он отметил, что уже две недели армянские экспортеры алкоголя не осуществляют поставок в Россию и, более того, не оформляют новых заказов, поскольку не могут приобрести новые акцизные марки.

Еще в январе другой крупнейший поставщик вина и коньяков в Россию – Тираспольский винно-коньячный завод «Квинт» также приостановил экспорт. Сейчас «Квинт» сократил производство до объемов, способных наполнить лишь внутренний рынок Приднестровья.

Как пояснил «Газете.Ru» директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз, сейчас в России существует три вида акцизных марок для алкогольной продукции: старая марка, которая прекратила действовать 31 декабря 2006 года, марка со стикером, приближенная к новой, которая действует до 1 июля для местных производителей и до 1 апреля для импортеров, и новая марка. По официальной информации, новые акцизные марки уже напечатаны Госзнаком и даже выданы российским предприятиям. Но на всех их не хватило. Импортерам же, для которых марка имеет другой вид, их пока не начали выдавать в принципе.

К тому же, как говорят представители торгующих алкоголем компаний, нанесение на марки обязательного штрих-кода до сих пор не возможно, так как не налажена работа Единой государственной автоматизированной информационной системы по части взаимодействия таможенной службы с импортерами.

Все это заставляет производителей алкоголя нервничать. По словам президента «Национальной алкогольной ассоциации» Павла Шапкина, «до 31 марта осталось всего несколько дней – импортные поставщики, которые еще ввозят алкоголь со старыми марками, вряд ли успеют его растаможить». «Компании понесут колоссальные убытки, ведь это срыв поставок и договоров, особенно с сетевой торговлей», – замечает Шапкин.

«Пока запас продукции у нас есть, – рассказали «Газете.Ru» в компании «Армянский коньяк», которая занимается дистрибуцией марок «Арарат», Ramazzotti, Olmega, Martell, – Все зависит от спроса, но в принципе на месяц-два алкоголя должно хватить. А там посмотрим». В Pernod Ricard Rouss замечают: «Мы находимся на равных условиях со всеми участниками рынка. Если ввоз будет запрещен, мы также перестанем ввозить продукцию. Но пока импорт продолжается, запас продукции есть».

Тем не менее, по оценкам экспертов, в Россию из-за проблем с марками, не будет ввезено около 160 млн единиц легального алкоголя (объем импортных бутылок алкоголя на российском рынке в год – около 600 млн штук). Это – почти треть произведенного в странах дальнего зарубежья, оклееного маркой старого образца и ожидающего отгрузки на складах алкоголя.

Федеральная налоговая служба (ФНС) еще 23 января пообещала, что приступит к выдаче новых марок производителям алкоголя. Но зарубежные производители алкоголя полагают, что марки будут напечатаны еще не скоро, во всяком случае, не раньше чем через месяц. По самым оптимистичным прогнозам, ситуация на алкогольном рынке наладится только к лету.

«Мы не вылезаем из ФТС (Федеральная таможенная служба. – «Газета.Ru»), днюем и ночуем там, чтобы как-то поправить ситуацию», – рассказал Вадим Дробиз. Но участники рынка жалуются, что пока результата добиться не удается.//Анна Дорофеева

Газета.RU