27.03.2006

Маленькие авиакомпании выгонят гигантов



Анна Дорофеева

С 2000 года авиаперевозчики США потеряли $42 млрд и ни разу не вышли на прибыль. В конце 2005 года специалисты прогнозировали, что в начале 2006-го крупные компании смогут поправить свои дела. Сейчас выяснилось, что не так скоро.

Cтарейшие американские авиакомпании American Airlines, United Airlines, Continental Airlines и US Airways в текущей четверти 2006 года вновь ждут убытки. Эксперты напоминают, что с 2000 года авиаперевозчики ни разу не вышли на прибыльность, хотя раньше компании утверждали, что уже во втором квартале 2006 года ситуация должна улучшиться.

Компании пытаются понизить убытки, в основном увеличивая число пассажирских мест и стоимость билетов. Однако никто не может угнаться за увеличивающимися ценами на топливо.

«У нас стало больше заполненных пассажирских мест, мы повысили цены на билеты, и это единственное, что можно сделать в сложившейся ситуации, – сказал Джон Хеймлич, старший экономист в Air Transport Association. – Если бы сейчас нефть стоила хотя бы $40 за баррель, нам стало бы несравнимо проще». Хеймлич напоминает, что даже несмотря на десятипроцентный рост стоимости билетов в январе и феврале текущего года они все же на 16% меньше, чем в первые месяцы 2001 года. Джон Хеймлич прогнозирует общие потери отрасли в $2 млрд в год, до тех пор пока авиаперевозчики не выйдут на прибыльность в 2007 году. По его словам, в общей сложности с 2001 по 2005 год авиаперевозчики США потеряли $42 млрд, и потребуется немало времени, чтобы компании смогли восстановиться. «После пяти лет убытков невозможно тут же выйти в прибыль. Нам предстоит долгий путь», – поясняет Хеймлич.

Аналитики разделяют осторожность прогнозов Хеймлича и напоминают, что несколько компаний, ранее входивших в пятерку лидеров на рынке авиаперевозок США, находятся в стадии банкротства. Так, Delta Air Lines и Northwest Airlines до сих пор тщетно пытаются найти выход из сложившейся ситуации.

В этих условиях совершенно неожиданно шанс выжить появился у маленьких авиакомпаний. Дошло даже до того, что «крупняк» стал обвинять мелких авиаперевозчиков в нечестной игре на рынке, поскольку последние часто искусственно занижают цены.

Быстрая оборачиваемость маленьких перевозчиков позволяет при нынешних ценах на топливо держать стабильные цены на билеты и за счет высокого спроса на перевозки оставаться на рынке, а крупные компании начинают терять свою рыночную долю. «В конце года это станет основной проблемой на рынке, – утверждает авиаэксперт Майкл Бойд.— Маленькие компании-выскочки сейчас действительно в выигрыше по сравнению с ветеранами авиабизнеса». Под этот плач ветеранов почти удвоились в цене акции компании US Airways, после того как фирма обанкротилась и была приобретена компанией America West в прошлом сентябре. Бумаги объединенной компании за последние шесть недель подорожали на 20%. А акции American Airlines и Continental Airlines с октября прошлого года и вовсе выросли в цене на 150%.

Впрочем, аналитики уверены, что это недолгосрочный скачок. А раз так, то из-за нестабильности сектора не стоит планировать длинных инвестиций в какую-либо из компаний отрасли.

«Я думаю, что существуют лучшие возможности для вложения средств, – считает эксперт Рэй Нейдл. – Акции авиакомпаний, как правило, активней торгуются перед горячим летним сезоном. Это не более чем сезонная, повторяющаяся из года в год игра».

Газета.RU