20.03.2006

Небесные союзы заключаются на земле. Вступление "Аэрофлота" в международный альянс SkyTeam отражает мировую тенденцию



АРТЕМ НЕВЕРОВ

Вступление "Аэрофлота" в международный альянс SkyTeam, которое должно быть официально оформлено 14 апреля, отражает мировую тенденцию. В будущем авиакомпания, если только она не является национальным перевозчиком, для выживания вынуждена будет либо присоединяться к альянсам, либо менять бизнес-модель, становясь low-cost. Возможна также модель фидерного перевозчика, занимающего узкий сегмент рынка и подвозящего из небольшого аэропорта к крупному хабу.

На сегодняшний день в мире существуют три крупных альянса авиационных компаний: Star Alliance (в него входят 16 компаний, которые перевозят 383,76 млн пассажиров в год), SkyTeam (девять компаний - 343,6 млн пассажиров) и OneWorld (восемь компаний - 244,7 млн пассажиров). Головная компания у Star Alliance- немецкая Lufthansa, у OneWorld - British Airways, у SkyTeam - Air France-KLM.

Вместе эти три альянса перевозят 54% всего мирового пассажиропотока.

Преимущества, благодаря которым члены альянса выигрывают у других перевозчиков,- это большая сеть предлагаемых маршрутов, а также высокие стандарты обслуживания, которые устанавливает доминирующая в альянсе компания: их должны соблюдать все компании-сателлиты.

В "Аэрофлоте" вступление в альянс объясняют прежде всего заботой о клиентах. "За счет сети маршрутов компаний-членов альянса у наших пассажиров значительно расширяется география полетов. То есть клиент имеет возможность с билетом "Аэрофлота" полететь, например, в Рио-де-Жанейро, куда у нас нет рейса: он долетит "Аэрофлотом" до Парижа и дальше на Air France в Латинскую Америку",- объясняет руководитель пресс-центра "Аэрофлота" Ирина Данненберг. В альянсе также унифицируются программы поощрения пассажиров: при начислении призовых милей на бонусную карточку учитываются полеты на всех авиакомпаниях-членах альянса. В "Аэрофлоте" надеются, что вступление в SkyTeam способствует увеличению пассажиропотока компании и росту прибыли. "Прирост прибыли может составить до $20 млн",- говорит Данненберг.

По мнению экспертов, в авиабизнесе пришло время конкуренции не отдельных компаний, а мировых альянсов, и выживать поодиночке становится все труднее. "Международные перевозчики во всем мире теряют свои позиции, если они не становятся членами альянса",- отмечает руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев. И тенденция укрупнения, считают эксперты, продолжится. "Те, кто останутся вне альянсов, будут "заперты" на каких-то тесных рынках, и им придется довольствоваться ролью фидерного перевозчика, подвозящего от небольшого аэропорта в хаб. Либо же их ждет поглощение или банкротство",- говорит Пантелеев.

По его прогнозам, компании, не вступившие в альянсы, вряд ли смогут выбиться на ведущие позиции, если только не сменят модель бизнеса, к примеру, на low-cost. "Можно стать дискаунтером, и тогда у компании есть шанс оставаться доходной на той же маршрутной сети, где работают традиционные перевозчики",- уверен эксперт.

Пока "Аэрофлот" - единственная российская авиакомпания, приблизившаяся к вступлению в международный альянс. Стать членами альянсов хотели бы локальный российский альянс Airunion и второй по величине отечественный перевозчик - S7 ("Сибирь"), но пока никаких договоренностей на этот счет не достигнуто.

Пресс-секретарь Airunion Ольга Трапезникова говорит, что в перспективе компания хотела бы "на правах полноценного члена альянса войти в мировую маршрутную сеть" и если будет вести переговоры, то выберет OneWorld. В то же время Олег Пантелеев считает, что Airunion никуда не сможет вступить, пока идут трения с Росимуществом по поводу доли государства в альянсе.

"S7 более предсказуема, но она будет представлять серьезный интерес для иностранных партнеров, только когда обновит свой парк воздушных судов",- добавил аналитик.

"Ради альянса мы не станем отказываться от "Тушек" - будут летать, пока свое не отработают",- говорит пресс-секретарь S7 Илья Новохатский. По его словам, преимущества, которые предлагает альянс, пока не перевешивают все сложности, связанные со вступлением в него.

"Участники альянса обычно говорят, что в нем одни только преимущества. Однако в альянсе есть и свои недостатки: можно предположить, что более сильные члены альянса подавляют своих более слабых членов. Ведь общая маршрутная сеть и общая ценовая политика строятся, исходя из глобальных интересов, которые могут не совпадать с интересами маленьких участников альянса",- считает генеральный директор Infomost Борис Рыбак.

По его словам, сейчас в мире существуют перевозчики, которые не входят в альянсы и при этом весьма успешны. В качестве примера он называет британскую Virgin Atlantic, американскую Southwest Airlines (одна из крупнейших в США и третья в мире). Кроме того, вряд ли вступит в альянс израильский национальный перевозчик ElAl, который помимо коммерческой направленности выполняет и политическую функцию- осуществляет безопасную перевозку граждан Израиля.

Деловая газета "Бизнес"