20.03.2006

Аэрография: в меру своей фантазии



Аэрография Новая автомобильная мода завоевывает столицу: на улицах все чаще можно увидеть машины с почти точной копией «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова на всем корпусе или имитацией текстуры шелка, меха, а то и обшивки космического корабля.

Алена Александрова

Откуда пришла мода на автотатуировки, сказать сложно. Некоторые считают, что для участия в уличных гонках (street racing), которые, кстати, были запрещены полицией, владельцы автомобилей стали делать аэрографию, чтобы машина смотрелась необычно. Причем поначалу в ход шли наклейки с изображением героев комиксов, пламени, черепов. По другой версии, аэрография возникла одновременно с уличными граффити.

За десять лет русская аэрография пережила стремительную эволюцию
За десять лет русская аэрография пережила стремительную эволюцию

Не последнюю роль во всей этой истории сыграл швейцарец Ганс Рихард Гигер, создавший в 1978 году незабываемых героев триллера «Чужие». Картина имела такой успех, что несколько лет миллионы людей были просто помешаны на фантастических образах «некрономиконов» и «биомеханоидов». С легкой руки создателя «биомеханики зла» (некоторые называли его даже «современным Сальвадором Дали») зловещие красавицы с застывшими глазами опутали железными щупальцами стены домов, каменные заборы, мотоциклетные шлемы, а потом и автомобили. Из Соединенных Штатов автотатуировки попали в Европу, а в конце 80-х добрались и до России.

Сначала рисунки были очень простыми, как и сами машины. «Когда мы начинали работать, считалось, что, если у человека есть новая «девятка» цвета мокрый асфальт, то круче уже ничего не может быть», – вспоминает автохудожник Ильнур Мансуров. 15 лет назад он был одним из первых в этой области, а сейчас Ильнур руководит работой огромной мастерской в городе Одинцово. В его портфолио – более 100 аэротатуировок, которые украшают самые разные предметы – от частных самолетов до мобильных телефонов.

За десять лет русская аэрография пережила стремительную эволюцию от трехцветных трафаретных надписей на капотах «Lada-Samara» до картин на спортивных машинах последнего поколения, которые выполняются без использования трафаретов – художник полностью рисует картину на корпусе автомобиля.

На Западе автолюбители, как правило, ведут себя куда более сдержанно, чем у нас. Большинство машин покупается в кредит, люди связаны страховкой, социальным статусом, традициями и пр. Мало кто из иностранцев может сравниться с русскими в умении не только зарабатывать деньги, но и относиться к дорогим вещам с юмором.

То, что возможно, изначально заложено в характере человека, наглядно проявляется в изображениях на машине
То, что возможно, изначально заложено в характере человека, наглядно проявляется в изображениях на машине

«Гигеровская» тематика в России не нашла такого большого отклика, как за рубежом. Среди аэрографов-профессионалов – это уже «избитая» тема, к которой трудно добавить что-то новое. На капотах «Хаммеров» и «Мерседесов» появились герои «Белого солнца пустыни», Юрий Гагарин и жизнерадостный Шрэк, а иногда и просто роспись под «хохлому». За рулем таких автомобилей – «владельцы заводов, газет, пароходов» и просто состоятельные люди, для которых такой автомобиль не роскошь и даже не средство передвижения, а любимая вещь, которую хочется сделать абсолютно уникальной. При этом изображение всегда очень индивидуально.

Хотя некоторые тенденции все же заметны. «Воинов, рыцарей, валькирий, персонажей из «старшей Эдды» почему-то очень любят люди «из органов». То, что возможно, изначально заложено в характере человека, наглядно проявляется в изображениях на машине», – рассказывает администратор техцентра Bestmaster Денис Шугля. А водитель-женщина, даже если это вполне солидная дама, может разрисовать машину огромными розовыми Чебурашками, потому что это любимый мультфильм ее ребенка.

Раскрасить можно не только кузов. Есть технология, позволяющая наносить рисунки на стекла и даже на днище автомобиля. То, что стекла при этом становятся непрозрачными и затрудняют передвижение, а рисунки на днище может оценить только автослесарь, – не аргумент для фанатов тюнинга.

В фирменных салонах (а их в Москве около двадцати) autotatoo обойдется в 500–1000 долларов за роспись одной двери, разукрасить весь автомобиль будет стоить около 15 000$.

Мест, где можно сделать аэрографию, очень много. В поисковой системе Yandex на запрос «аэрография» выйдет не менее 50 ссылок (как говорится, в фотошопе все художники), но свою машину лучше доверить проверенному мастеру.

Стиль каждого художника неповторим. Есть аэрографисты, которые специализируются на самой сложной, портретной аэрографии. Известный на всю Москву Евгений Вениаминович не так давно перенес на автомобиль всех героев космической эпопеи «Властелин колец», а перед этим нарисовал женский портрет, совместив лица матери и дочери.

В хорошем салоне вам подскажут, какой именно рисунок подойдет для вашей машины
В хорошем салоне вам подскажут, какой именно рисунок подойдет для вашей машины

В хорошем салоне вам подскажут, какой именно рисунок подойдет для вашей машины. И совсем не обязательно превращать весь кузов в место действия «марсианских хроник», достаточно одного небольшого нюанса. Это может быть едва заметная тень от ветки дерева или оптический обман, когда корпус машины кажется сделанным из тонкого стекла, через которое видны все механизмы. К тому же человеку, далекому от автосервиса, трудно оценить качество выполненной работы.

Технология аэрографии не столько сложна, сколько кропотлива. Например, лакокрасочное покрытие высыхает не мгновенно, сушить его надо в камере при температуре 60 градусов, а «досыхает» оно неделю, причем все это время не рекомендуется мыть машину. Иногда при покраске пересушивают краску, и со временем рисунок может облупиться. Есть пылинки, соринки, кратеры, микротрещины, которые видны только специалисту. Если машину перед покраской не очистить специальными растворами, это со временем также может сказаться на результате.

Сейчас количество профессиональных студий растет. Помимо уже упомянутой мастерской Ильнура Мансурова есть ААЦ-Тюнинг, где работают Владимир Веремьев и Александр Никишов. Много хороших мастеров есть и за пределами Москвы: например, студия «Леро» в Уфе, Галина Кобейкина в Омске, Игорь Трошков в Ростове-на-Дону, очень опытный художник Артем Шабовта в Питере. В качественных салонах каждый фрагмент рисунка сохраняется в компьютере – на тот случай, если придется восстанавливать машину после аварии. Кстати, саму картинку, начиная с прошлого года, можно страховать.




journal.vz.ru