20.03.2006

Чисто японский дизайн. Открыт новый фронт войны с европейскими автопроизводителями



Кирилл Харатьян

ЖЕНЕВА — Дизайн никогда не считался конкурентным преимуществом японского автомобилестроения. Но именно на дизайн, как показал очередной автосалон, делает ставку крупнейший японский автомобилестроитель — Toyota.

Вахеи Хираи, два года назад начавший руководить дизайном Toyota и Lexus, — очень улыбчивый и старательный человек. У него неплохой английский, но, рассказывая о будущем облике компании и о том, какой должна стать внешность ее автомобилей, запинается, подыскивает единственно верное слово, а найдя, сияет и произносит его особенно отчетливо, заботясь о верном произношении.

Хираи так тщательно подходит к объяснениям, потому что предмет, о котором он говорит, весь построен на ощущениях, и ему приходится следить, чтобы эти ощущения возникали одновременно и были примерно одинаковыми у трех дизайнерских команд — в Японии (в штаб-квартире Toyota), США (в Калифорнии), и Европе (вблизи Ниццы).

Toyota была безликой, по сути дела копировала и компилировала чужие дизайнерские разработки, признает Хираи, и проблема даже не в том, что прежние ее машины никогда не выделялись, находясь среди других массовых марок, — не было единого духа. Теперь он появился, и в Toyota его называют “джей-фактор” (“джей” — начальная буква слова Japan, Япония), и он положен в основу философии дизайна и Toyota, и Lexus — как ДНК лежит в основе всего живого.

Хираи говорит, что джей-фактор — это отнюдь не только традиционно понимаемая японская культура с ее изяществом и минимализмом; но это еще и то, чем Япония стала славна в последние десятилетия, — новейшие технологии и материалы и даже аниме. Для Японии характерно гармоничное сочетание противоречивых сущностей, продолжает он, это и есть основа для работы дизайнеров. Мы создаем Японию вовне Японии, улыбается Хираи. Скажем, с помощью современных технологий интерьер машины может получиться в духе традиционной японской безмятежности.

Но главное для нас как для команды дизайнеров — быть независимыми и остроумными, говорит Хираи. Но остроумие одной нации, одной культурной традиции недоступно представителям иной культуры, а иногда даже и антипатически воспринимается ими. Поэтому дизайнеры всех трех команд вносят в разрабатываемые ими варианты моделей некоторые изменения, чтобы, с одной стороны, сохранить их общий язык, а с другой — ввести местную уникальность. Интересен побочный эффект: разработанные в Европе Avensis и Corolla неожиданно хорошо продавались в Японии — видимо, из-за сочетания японской сущности и европейского лоска.

Джей-фактор — самое общее, это не что иное, как корпоративная идентичность Toyota. Но для работы над отдельными марками — Toyota и Lexus — придуманы две различные концепции. Концепция более массовой и дешевой марки получила название vibrant clarity, что можно перевести как “трепещущая чистота”, а более дорогой — leading edge (L)-finesse, что можно перевести как “изящество лезвия”.

Без конкурентов

На вопрос, откуда все-таки взялась идея, что пора Toyota заняться дизайном своих машин (не от зависти ли к конкурентам?), и не значит ли это, что знаменитое качество Toyota теперь лишится приоритетного внимания менеджмента, Хираи отвечал так, будто не уловил некоторой издевки, но нарочито казенно: что доходность компании позволяет ей, сохраняя повышенное внимание к качеству, упрочивать положение на рынке за счет предоставления потребителям наибольшего удовлетворения от продукта. Но потом снова заулыбался и сказал, что его дизайнеры не очень-то обращают внимание на то, чем заняты конкурирующие компании.

далее...


автор
число  Ведомости