20.03.2006

Цена на сладкое падает сама собой. Инфляция в России за три неполных месяца составила 4,4% при годовом нормативе 8,5%



ВЛАДИМИР РАВИНСКИЙ


В качестве одной из антиинфляционных мер в правительстве рассматривают возможность снижения импортной пошлины на сахар. Однако участники рынка призывают власти не торопиться с этим решением. По их мнению, проблема решится сама собой: после достижения пиковой отметки мировые цены начали снижаться, а вслед за ними должны упасть и российские.
"Когда цена на мазут выросла за один год в шесть раз, об этом никто не говорил. А когда сахар вырос в полтора раза по объективным причинам, из-за роста мировых цен, почему-то об этом все заговорили",- говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов.
Рост цен на сахар на мировом рынке начался в декабре прошлого года, пока котировки на бирже не достигли в начале марта пиковой отметки 19,73 цента за фунт - самой высокой за последние 25 лет. Однако с тех пор цены начали плавно снижаться, что продолжается до сих пор. Сейчас котировки составляют 16,7 цента за фунт.
В том же направлении двинулись и внутрироссийские цены. Заместитель гендиректора сахарной компании "Продимекс" Виктор Алексахин прямо увязывает падение цен на бирже со снижением внутренних цен: "Основную роль здесь играет снижение котировок на бирже".
Снижение внутренних цен
Аналитики ИКАР предсказывают, что падение внутренних цен может продлиться до конца апреля, когда сахар достигнет какой-то равновесной цены. "Возможны какие-то краткосрочные всплески не более пяти дней, но общая тенденция - снижение цен,- говорит ведущий эксперт рынка сахара ИКАР Евгений Иванов.- Мы предполагаем, что должна установиться равновесная цена на уровне около $700 за тонну. А если биржевые котировки сырца упадут вниз или подскочат, пропорционально изменится равновесная цена, к которой мы будем стремиться". Иванов считает, что когда цена стабилизируется, она продержится на этом уровне до сентября.
Алексахин из "Продимекса" указывает и еще на одну причину, толкающую цены в России вниз: о дефиците сырья не может быть и речи, напротив, объем поставок за последние месяцы значительно вырос. Если в январе импорт составлял 136 тыс. тонн, то в феврале увеличился до 270 тыс. тонн.
В марте аналитики прогнозируют импорт сахара в размере 300-350 тыс. тонн.
К тому же к основному поставщику сахара, Бразилии, в марте добавились новые, и возможность выбора поставщика тоже отразится на ценах.
Например, кубинский сырец, в отличие от бразильского, традиционно предлагается с некоторым дисконтом.
При таком обширном и разнообразном предложении спрос на сахар, мягко говоря, невелик. Евгений Иванов констатирует, что с началом снижения цен на сахар продажи у всех игроков рынка сократились. "Продавать товар нужно на росте его стоимости, а не на спаде. На подъеме сахар покупают про запас, а на спаде - впритык",- считает Иванов.
"В феврале у нас был рынок продавца, а сейчас - рынок покупателя",-резюмируют в компании "Союзроссахар".
Подъем производства
"При росте цен все сразу начинают кричать о снижении пошлин. Мы уверены, что делать этого не стоит",- заявили в "Союзроссахаре".
Участники рынка уверены в том, что высокие мировые цены приведут к тому, что интерес к отрасли в целом повысится.
В минувшую пятницу генеральный директор сахарной компании "Русагро" Алексей Князев объявил о начале реализации масштабной программы реконструкции четырех заводов компании общей стоимостью в $100 млн. Аналитики уверены, что этот пример может оказаться не единственным.
"Если снижения импортных пошлин не произойдет, вскоре мы увидим серьезный рост инвестиций в свеклосахарное производство, что, безусловно, скажется на снижении импортозависимости России,- уверен Иванов из ИКАР.- Если снижение цен будет продолжительным, примерно через месяц импортеры сократят свои программы завоза сахара".

Деловая газета "Бизнес"