17.03.2006

$2,5млрд на троих. Государственный банк развития будет образован на базе Внешэкономбанка



ВЛАДИМИР ЛАВИЦКИЙ, ТАТЬЯНА АЛЕШКИНА

Государственный банк развития, создание которого президент Владимир Путин анонсировал еще полтора месяца назад, будет образован на базе Внешэкономбанка (ВЭБ). Минэкономразвития направило письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову с предложением создать госкорпорацию именно на базе ВЭБ путем внесения в его уставный капитал акций Российского банка развития (РосБР), а также 94,6% Росэксимбанка, которые в свою очередь принадлежат ВЭБ. Тем не менее главный вопрос пока что так и не решен: кому именно, министру экономического развития Герману Грефу, который был бы не прочь видеть создаваемый банк в качестве площадки по распределению средств инвестфонда, либо министру финансов Алексею Кудрину, курирующему ВЭБ, достанутся рычаги по управлению государственным банком развития.

Заявление президента о необходимости создать в России банк развития с уставным капиталом $2,5 млрд стало сигналом к активизации действий сразу всех заинтересованных сторон.

Формально такой банк существует в России и сейчас - ОАО "Российский банк развития", которое было создано еще во времена, когда во главе правительства стоял Михаил Касьянов. Однако вариант, при котором именно РосБР становился правопреемником нового банка, изначально оценивался экспертами как маловероятный.

Возможно, поэтому председатель ВЭБ Владимир Дмитриев попытался взять инициативу в свои руки, в концепции реорганизации Внешэкономбанка предложив сценарий, по которому ВЭБ и принадлежащие ему 94,6% Росэксимбанка вошли бы в капитал РосБР. Формально эту идею поддержал и Герман Греф, однако два главных вопроса полтора месяца так и оставались без ответа. Во-первых, на каких условиях произойдет объединение, а во-вторых, кто будет управлять создаваемым банком-гигантом.

Дело в том, что предложение Владимира Дмитриева категорически не устраивало РосБР, который, по словам его представителей, хотя и не исключает возможности вхождения в состав ВЭБ, но будет готов на это несколько позже, когда размеры его активов позволят это сделать на равноправных условиях. Судя по всему, чиновники выбрали компромиссный вариант: по словам заместителя руководителя МЭРТ Андрея Шаронова, госбанк предлагается создать именно на базе ВЭБ, но при этом РосБР войдет в его состав как самостоятельное юридическое лицо создаваемой корпорации. Таким образом, чиновникам осталось решить, кто именно будет управлять банком развития - Алексей Кудрин или Герман Греф.

РосБР до недавнего времени пользовался личной поддержкой главы Минэкономразвития, что, впрочем, неудивительно.

Председателем правления банка является бывший заместитель Грефа Юрий Исаев, а наблюдательный совет с прошлого года возглавил действующий замминистра экономического развития Виталий Савельев. Не исключено, что именно РосБР мог рассматриваться Грефом как площадка для распределения средств инвестиционного фонда, который опять же находится в его ведении. Однако, учитывая, что новый банк будет создан все же под вывеской ВЭБ, этим планам уже осуществиться не суждено. Более того, не видит Греф РосБР и в качестве инвестиционного консультанта для оценки проектов, претендующих на деньги инвестфонда,- банк, полагает Греф, должен стать техническим консультантом.

Примечательно, что предполагаемая конструкция банка не особенно нравится и Минфину. Директор департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Дмитрий Панкин напоминает, что механизм использования инвестиционного фонда до сих пор не подготовлен. "Попытки создания таких квазигосинститутов были в 1990-х, только закончились они долгами - деньги были потрачены, оборудование сгнило",- категоричен чиновник. Впрочем, Андрей Шаронов не склонен драматизировать ситуацию, но при этом признает наличие рисков, которые прежде всего связаны с тем, что у банка появится "соблазн уйти в рыночную сферу и растоптать своих конкурентов".

Неясным остается и другой вопрос: как быть с функциями ВЭБ по инвестированию пенсионных накоплений граждан. "У ВЭБ есть еще идея создания на своей базе долгового агентства, если он еще и ее воплотит, то совмещение в нем нескольких функций, в том числе и функции управления пенсионными накоплениями,- это уже экзотика",- говорит президент банка Российская финансовая корпорация Андрей Нечаев.

Тем не менее кто будет отвечать за создаваемый банк, станет известно лишь при принятии отдельного закона, в котором и будут установлены все механизмы управления банком.

Учитывая то, что инвестфонд находится в распоряжении Минэкономразвития, Греф может настоять, что объединенный банк необходим как оператор для освоения инвестфонда и поэтому должен подчиняться именно ему. Однако главный экономист ИК "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков считает, что это не так важно. "Результаты работы этого банка не будут зависеть от того, кто им управляет,- Минфин или МЭРТ. Это принципиально в условиях частного сектора. Очередной государственный банк будет жить в другом измерении - вне рынка, он просто займет монопольное положение в ряде отраслей, персонал будет тот же, а деньги из инвестфонда будут выкачиваться при любом варианте, вне зависимости от того, кто будет курировать деятельность банка",- утверждает эксперт.

Деловая газета "Бизнес"