17.03.2006

Магазины заплатят за безналичные



Наталья Копылова

Банковский комитет Госдумы хочет обязать магазины с оборотом свыше $20 тыс. в месяц устанавливать платежные терминалы для пластиковых карт. Таким образом собираются снизить долю наличных денег в обороте. Установка терминала может стоить магазинам до $1000.

С инициативой обязать торговые точки с оборотом более $20 тыс. в месяц устанавливать терминалы, которые позволят принимать к оплате платежные карты, выступил зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. Как уверяют в Госдуме, введение такой нормы должно увеличить объем безналичных платежей. Сегодня, по разным данным, в России он составляет всего 15%, в то время как в отдельных зарубежных странах этот показатель нередко достигает 75%. К тому же, полагает Аксаков, установка терминалов позволит увеличить скорость оборота денежных средств, что может положительно отразиться на ВВП.

«ЦБ проводил исследование и выявил, что за счет увеличения скорости оборота денег и сокращения различных издержек ВВП может вырасти в среднем на 1–2%. Такими технически вопросами можно решить макроэкономические показатели», – пояснили «Газете.Ru» в банковском комитете.

В рамках мер по стимулированию безналичных платежей могут быть приняты поправки в Налоговый кодекс, которые не будут облагать налогом бонусы за осуществление безналичных платежей в размере до 10 тыс. рублей в год, – предлагает Аксаков. Такие бонусы в некоторых случаях предоставляют своим клиентам платежные системы. Ограничение в пределах 10 тыс. рублей необходимо, чтобы данная схема не использовалась при начислении, к примеру, 13-й зарплаты, поясняет депутат. По его словам, поправки будут обсуждаться профессиональным сообществом в апреле, а затем планируется вынести их на рассмотрение Госдумы.

Банкиры новой нормы ждут с нетерпением.

«Безусловно, это событие приветствуется банками, так как практически гарантирует увеличение темпов развития эквайринговых сетей и способствует росту привлекательности для клиентов платёжных банковских карт, – поясняет директор департамента розничного бизнеса ОРГРЭСБАНК» Наталья Карачевцева. – Расширение сетей точек приёма карт на нашем рынке – главное условие перехода бизнеса банков на новый качественный уровень, когда карта станет действительно универсальным платёжным средством для каждого держателя». К тому же если клиенты банков получат возможность расплачиваться пластиковыми картами в большом количестве магазинов, остатки на их банковских счетах будут лежать в банках в течение более долгого срока.

Депутаты указывают на то, что платежные системы станут благом и для торговых точек. «Магазины смогут более эффективно отслеживать товарооборот, сократить мошенничество со стороны недобросовестного персонала», – отмечают в банковском комитете.

Но сами магазины не в восторге от инициативы. Они замечают, что в Москве и других крупных городах под показатель месячного оборота в $20 тысяч подпадают достаточно широкий круг магазинов – от булочных и торговых платок около станций метро до крупных сетевых супермаркетов. По словам представителей торговых предприятий, установка платежного терминала в магазине обходится в среднем от $500 до $1000 – не всякое предприятие сможет единовременно выделить такую сумму.

По этой причине и. о. директора платежной системы «Золотая Корона» Вадим Грицаненко считает, что мелкие торговцы внедрение терминалов просто проигнорируют. «Пока торговым предприятиям не будет выгодно устанавливать терминалы – никакие принудительные меры не помогут, – уверен он.– Искусство обходить законы у нас развито на достаточно высоком уровне».

«Как правило, банки сами заинтересованы в установке своих платежных систем – но в крупных сетевых магазинах, – поясняет директор по маркетингу сети магазинов «Азбука Вкуса» Галина Ящук. – В таких случаях банки предлагают торговым предприятиям установку, и магазины не несут никаких расходов. Но если говорить о мелкой рознице с оборотом от $20 тыс. в месяц, то им для того, чтобы привлечь к сотрудничеству банк, придется доказывать свою конкурентоспособность на рынке. Либо устанавливать платежные терминалы за свой счет».

С установкой терминалов возникает целый комплекс вопросов: кто будет приобретать терминалы? «Будут ли магазины делать это за свой счет? – замечает Грицаненко. – Или, как сейчас, банки будут устанавливать свои терминалы? Если банки, то каков будет регламент выбора магазином того или иного банка? Карты каких платежных систем должны приниматься в этих терминалах? Какие сроки проведения взаиморасчетов между участниками?» – указывает на необходимость тщательной проработки вопроса эксперт.

«В небольших магазинах при работе с терминалами могут быть различные технические накладки, – поддерживает его исполнительный директор консалтинговой компании «Торговые решения» Мария Беланова. – Терминалы могут не принимать те или иные карточки, кассирам нужно будет звонить в банк, выяснять причины. Это можеть вызвать очереди. Непонятно, как будут налажены коммуникации с этими банковскими системами», – говорит Беланова. Даже сами депутаты признают, что норма о платежных терминалах нужадется в уточнении.

Как пояснили «Газете.Ru» в комитете, во-первых, может быть повышена сумма месячного оборота, при которой магазин будет обязан устанавливать терминал. А во-вторых, полномочия по введению такой нормы вообще могут быть переданы с федерального на региональный уровень – с тем, чтобы местные власти сами решали, ликвидировать в регионе наличные расчеты или нет.

Газета.RU