17.03.2006

Память по бен Ладену обойдется в 2 миллиарда



Степан Самсонов

11 сентября башня Свободы, которую планировали воздвигнуть на месте разрушенных в результате теракта 2001 года зданий Всемирного торгового центра, открыта не будет. Причина – скандал между владельцами участка и застройщиком.

Участок, на котором до теракта 11 сентября 2001 года стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра, принадлежит управлению порта Нью-Йорка и Нью-Джерси. Площадь участка – 64,7 тыс. квадратных метров. В башнях было расположено около 3 млн квадратных метров офисных помещений. За два месяца до трагических событий управление подписало с девелопером Silverstein Properties контракт на лизинг ВТЦ сроком на 99 лет. За месяц аренды ВТЦ компания Silverstein выплачивала управлению порта по $10 млн.

После того как в ВТЦ врезались самолеты террористов и обе башни были разрушены, встал вопрос о том, что дальше делать с участком. Silverstein и управление порта решили строить новое здание Всемирного торгового центра. Ориентировочная стоимость реконструкции ВТЦ составляла около $7,4 млрд.

«К 2006 году, спустя всего пять лет после атак на территорию США, облик нижнего Манхэттена преобразится. Здесь откроется новый терминал и будет сооружен мемориал павшим во время теракта. А к 11 сентября 2006 года у нас появится новая икона – 541-метровая башня Свободы», – заявлял губернатор штата Нью-Йорк Джордж Патаки в в апреле 2003 года.
Сроки исполнения обещаний подошли, но строительство нового здания ВТЦ, как оказалось, толком и не начиналось.
Сейчас большую часть проекта Silverstein и управление порта Нью-Йорка и Нью-Джерси уже согласовали. Единственный пробел – это башня Свободы (Freedom Tower). В соответствии с договоренностью башня входит в состав всего проекта, и ее возведение обойдется в $2,3 млрд. Но до сих пор не решено, кто будет финансировать ее строительство.
Еще одной причиной срыва переговоров может являться и то, что хозяева участка передумали отдавать в распоряжение Silverstein всю площадь бывшего ВТЦ и настаивают на том, чтобы площадь застройки была сокращена.

Посчитав, что данные народу обещания как-то нужно сдерживать, Джордж Патаки вмешался в процесс. Он постановил, что компромисс должен быть достигнут не позднее 14 марта, иначе восстановление ВТЦ может затянуться до бесконечности. Но и его вмешательство делу не помогло.

По словам представителя Silverstein Бада Перрона, переговоры закончились провалом по вине хозяев участка: «Временные затруднения в переговорах должны быть преодолены, – заявил Бад Перрон, подчеркнув, что Silverstein в любой момент готова возобновить переговорный процесс. – Мы верим в то, что соглашение об ускорении процесса восстановления ВТЦ может быть достигнуто в кратчайшие сроки». Он не стал комментировать, в чем заключаются разногласия сторон.

Глава управления порта Нью-Йорка и Нью-Джерси Кеннет Ринглер, наоборот, перекладывает вину на Silverstein. По его словам, за полчаса до истечения крайнего срока компания наконец сделала свое предложение, но оно оказалось для девелопера неприемлемым. «Продолжать переговоры было бесполезно. Что бы мы ни предлагали, Silverstein этого было недостаточно», – утверждает Кеннет Ринглер.

Между тем, для Silverstein договоренность с хозяевами участка жизненно необходима. Только в этом случае компания сможет на выгодных условиях получить кредит на $3,4 млрд (по 50% кредита планируют предоставить государство и власти Нью-Йорка), который и будет использован для строительства нового комплекса ВТЦ.

Газета.RU