16.03.2006

Спасение кинорынка в России. Голливудские кинокомпании делают ставку на российский прокат, в Европе их прибыли уже сокращаются



Дмитрий Муравьев

Глава Motion Picture Association of America Дэн Гликман сообщил, что выручка от мирового проката кинофильмов в 2005 году сократилась на 9%, однако показатели киноиндустрии в будущем году, как ожидается, будут лучше. Надо заметить, что на фоне снижения мировых показателей российский кинорынок радует довольно существенным, и, самое главное, долгожданным ростом.

Большая часть снижения продаж кинобилетов пришлась на ключевые рынки, такие как Германия, Япония, Испания, Франция и Италия. Только четыре киноленты принесли их создателям кассы, превышающие 300 миллионов долларов, за пределами США, по сравнению с семью в 2004 году, сказал Гликман. Надежды теперь возлагаются на развивающиеся рынки Бразилии, Китая, Вьетнама и, разумеется, России, передает Reuters.

Большие затраты

«Половина фильмов из десятки самых кассовых – российского производства, причем они занимают первые два места» Гликман также отметил, что снижение кассовых сборов в прошлом году пришло на смену 24-процентному росту выручки от проката в 2004 году и практически 50-процентному росту за последние десять лет. Сборы в билетных кассах в прошлом году составили 9 млрд. долларов, а в кино американцы сходили 1,4 миллиарда раз. Это на 240 миллионов раз меньше, чем в 2004 году, передает ВВС.

По оценкам Motion Picture Association of America, развивающиеся рынки могут дать 12% роста кассовых сборов в течение ближайших пяти лет. Это вполне реальная цифра, судя по тому, на какие показатели вышел, в частности, российский кинопрокат. И, что отрадно, большую долю в прошлом году в общих сборах обеспечили отечественные киноленты.

Половина фильмов из десятки самых кассовых – российского производства, причем они занимают первые два места. «9 рота» собрала 24,6 млн. долларов, а «Турецкий гамбит» – 18,5 млн. долларов. Самый кассовый зарубежный фильм – «Звездные войны. Эпизод 3: Месть ситхов» – отстал безнадежно: 9,4 млн. долларов за год.

Кроме вышеназванных в десятку самых кассовых фильмов года из отечественных фильмов вошли «Статский советник», «Бой с тенью» и «Мужской сезон. Бархатная революция», занявшие 7, 8 и 9 места соответственно.

В общей сложности 62 российских фильма собрали 94 млн. долларов при общих сборах около 350 млн. долларов в прокате СНГ, то есть отечественные фильмы дали почти 1/3 всей кассы года. Всего было выпущено 320 фильмов, из них российские фильмы занимали лишь 19,3% проката. В нашей стране за последние десять лет кассовые сборы в кинотеатрах увеличились в 25 раз. Планируется, что к 2010 году сумма сборов достигнет 650 миллионов в год.

Однако, как пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД источник из кинопрокатной компании «West-видео», успех российских фильмов по большей части объясняется большими затратами на рекламу. «По существу «Статский советник», «Мужской сезон. Бархатная революция», «Дозоры» – это рекламные проекты. Первый канал с его возможностями помог собрать кассу этим фильмам», – подчеркнул эксперт.

Основа зарубежного кино


При этом, по заявлению генерального директора Первого канала Константина Эрнста, рекламный бюджет «Ночного дозора» не превышает 3 млн. долларов, в то время как его сборы составили более 14 млн. долларов. Он уверен, что нельзя объяснить успех этих картин «машиной промывания мозгов Первого канала». «Турецкий гамбит» же и вовсе обошелся без поддержки «Первого», вырвавшись при этом на второе место.

Но при всей благоприятной конъюнктуре развитие российского кинорынка довольно сильно сдерживают несколько факторов. Самый главный – пиратство, о чем, кстати, сказал и глава Motion Picture Association of America. Сколько точно рынок теряет от действий пиратов, сказать сложно, но ущерб очень большой, если учесть, что пиратский DVD с шестью фильмами стоит 100 рублей, а средняя цена билета в кино, скажем, в Москве равняется 200 рублям.

«Особенно от пиратства страдают, конечно, западные фильмы, – отметил источник газеты ВЗГЛЯД в «West-видео». – Отечественные кинопроизводители часто договариваются с правоохранительными органами насчет жесткого контроля за пиратскими DVD своих фильмов. Кроме того, у пиратов такая психология: все равно у Голливуда денег много, так что он не много потеряет. На самом деле кино – бизнес с высокими рисками, и студии в США частенько разоряются, недополучая доходы из-за пиратов».

Между прочим, как сообщает «Интерфакс», Константин Эрнст после громкого успеха «Дневного дозора» на вопрос, действительно ли есть особое соглашение между правоохранительными органами и Первым каналом о том, чтобы уделять специальное внимание пиратским DVD с записью фильма, ответил: «Да».

Взгляд