13.03.2006

Российский банк развития найдет деньги для АвтоВАЗа. $4,5 млрд для автозавода возьмут из инвестфонда



ОАО АвтоВАЗ выбрало банк, который будет финансировать его модернизацию,– им станет Российский банк развития (РосБР). В пятницу автозавод заключил с РосБР соглашение, согласно которому банк становится агентом завода в поиске и привлечении кредитов на $4,5 млрд. По заявлению главы Роспрома Бориса Алешина, РосБР откроет заводу доступ к использованию средств инвестфонда России. Как сообщили на АвтоВАЗе, в пятницу завод заключил соглашение с РосБР о взаимодействии. Согласно документу, РосБР становится агентом АвтоВАЗа в поиске и привлечении инвесторов: банк будет самостоятельно кредитовать завод, а также привлекать под его проекты синдицированные кредиты в России и за рубежом. По словам представителей РосБР, соглашение заключено на три года (о других проектах банка см. стр. 14). При этом АвтоВАЗ выразил заинтересованность, чтобы за этот период объем финансирования РосБР составил $4,5 млрд.

Привлеченные через РосБР средства АвтоВАЗ намерен направить на обновление модельного ряда и создание нового двигательного производства. При этом, как подчеркнули в РосБР, банк как финансовый агент завода будет принимать непосредственное участие в разработке всех бизнес-планов и проектов, под которые завод будет привлекать кредиты. А председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков заявил Ъ, что первым совместным проектом АвтоВАЗа и РосБР, скорее всего, станет финансирование банком двигательного проекта на АвтоВАЗе. Его детали господин Артяков раскрывать не стал, а источник Ъ в руководстве РосБР сообщил лишь, что документы для его реализации "практически готовы".

ОАО "Российский банк развития" учреждено Российским фондом федерального имущества. Уставный капитал банка составляет 4,66 млрд руб., собственные средства – 5,8 млрд руб. Балансовая прибыль за 2004 год составила 394,8 млн руб. Напомним, что в феврале Роспром предложил Минпромэнерго создать на АвтоВАЗе производство более 1 млн штук в год двигателей объемом от 1,4 до 2,3 л (см. Ъ от 3 и 20 февраля), а в марте президент–гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский заявил, что завод в течение двух месяцев либо выкупит готовое двигательное производство за рубежом, либо примет решение о создании собственного. Кроме того, АвтоВАЗ заявил о намерении строительства в Тольятти нового завода мощностью 450 тыс. машин в год. Глава Роспрома, член совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин (он входит и в совет директоров РосБР) заявлял, что АвтоВАЗу необходима господдержка в размере $5 млрд.

Господин Алешин пояснил Ъ, что РосБР – это "наиболее эффективный инструмент для финансирования программ АвтоВАЗа". "РосБР может открыть АвтоВАЗу доступ к госфинансированию, в частности, к использованию средств инвестфонда",– отметил он. Отметим, что в конце февраля председатель правления РосБР Игорь Исаев заявил, что в ближайшее время банк подпишет с Минэкономразвития (МЭРТ) документы, которые дадут РосБР возможность участвовать в распределении средств инвестфонда. Источник в РосБР заявил Ъ: "Если АвтоВАЗ захочет участвовать в конкурсе проектов по использованию средств инвестфонда, мы поможем ему подать соответствующие документы в МЭРТ".

Как поясняет господин Алешин, госфинансирование может потребоваться "сложным инфраструктурным проектам в автопроме, вроде утилизации автомобилей или разработки двигателя с нормами 'Евро-5'". Кроме того, считает глава Роспрома, РосБР имеет неплохие перспективы финансирования не только АвтоВАЗа, но и производителей автокомпонентов, поскольку в банке "неплохо развиты программы кредитования среднего бизнеса". От дальнейших комментариев господин Алешин воздержался, сославшись на то, что детальный бизнес-план развития АвтоВАЗа, в котором "будут прописаны все суммы и сроки", появится к концу апреля. Альберт Гавриков, член совета директоров АвтоВАЗа от миноритарных акционеров, считает: "У АвтоВАЗа проблем с заимствованиями через РосБР не должно возникнуть. Это госбанк, соответственно, кредиты, которые будут привлекаться, по сути, будут иметь госгарантии".

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

КоммерсантЪ