13.03.2006

Автопром Европы проигрывает азиатскому



РОМАН ГУЛЯЕВ

Мировое производство автомобилей в прошлом году выросло на 3% и составило 64,7 млн машин. Основной рост обеспечили страны Азии, Южной Америки и Восточной Европы. В то же время европейская автомобильная промышленность переживает спад. Эксперты полагают, что эта тенденция сохранится в ближайшее десятилетие.
Как сообщает союз автомобильной промышленности Германии (VDA), мировое производство автомобилей в 2005 году выросло на 3% и составило 64 660 тыс. машин. В это число входит 54 698 тыс. легковых автомобилей (рост 2%) и 9 962 тыс. коммерческих автомобилей (рост 6%). "Это объясняется ростом мировой экономики в целом - для работы нужно все больше коммерческих автомобилей",- поясняет тенденцию генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов.
По общему производству автомобилей Россия, которая снизила свои показатели на 4%, занимает 13-е место, имея долю 2,1% от мирового производства. По производству легковых автомобилей Россия занимает 13-е место в мире (доля - 1,9%), по коммерческим- 12-е место (доля - 2,9%). По мнению Валерия Тараканова, общие объемы производства автомобилей в России будут расти. Он предполагает, что через пять лет они составят 1,5 млн автомобилей (сюда входят легковые и легкие коммерческие автомобили).
"Также будет расти производство и тяжелых коммерческих машин - это связано с ростом потребления в стране и развитием торговли",- уверен эксперт.
По сравнению с 2004 годом, первая тройка мировых производителей: США, Япония, Германия - сохранили свои позиции. В то же время Китай по общему производству автомобилей сократил разрыв с Германией с 1 млн штук до 0,5 млн.
Сохранив за собой первое место по производству коммерческих автомобилей, в легковых Китай переместился с 7-го на 6-е место, обойдя Канаду и практически приблизившись к Южной Корее и Франции.
С последней разница составляет лишь 32 тыс. штук.
Среди регионов, Западная Европа ("старые" члены ЕС) уменьшила производство автомобилей на 2% и сократила долю с 26,9% до 25,6%. Лишь на 1% выросло производство в странах NAFTA (США, Канада, Мексика), и доля их на мировой карте мира упала на 0,5% - до 25,3%. В то же время существенно выросло производство автомобилей в Азии- именно этот регион и стал основным катализатором роста.
Теперь он обеспечивает 36,9% мирового автопроизводства (на 1,3% больше, чем в 2004 году). Рост отмечен и в Восточной Европе (с учетом "новых" членов ЕС): доля региона выросла на 0,1% - до 6,5%; и в странах Южной Америки: доля выросла на 0,4% - до 4,3%.
"Сейчас основной рост обеспечивает Азия, в частности Китай и Индия",- констатирует Валерий Тараканов. По его мнению, автомобилизация азиатских стран идет ускоренными темпами благодаря усиленному развитию экономики.
"Те, кто раньше не мог себе позволить автомобиль, теперь могут его приобрести, пусть даже дешевый. Этим объясняется увеличивающееся количество предложений бюджетных автомобилей на рынке",- полагает эксперт.
Тараканов считает, что в ближайшие 10 лет тенденция легкого роста производства автомобилей за счет развивающихся стран, в частности стран БРИК, государств Азии, сохранится. В то же время в развитых странах рост будет не столь велик: автопроизводители предпочитают переносить производство в страны с более дешевой рабочей силой.
"Взрывного роста или спада в мировом масштабе ожидать не следует",- уверен эксперт.



Деловая газета "Бизнес"