13.03.2006

Налог с продаж получил научную основу



Центр исследования проблем налогообложения при Финансовой академии вчера представил подготовленный по инициативе экспертного управления президента доклад о последствиях замены НДС налогом с продаж (НСП). Главные из них: ликвидация криминальной системы возмещения налога на добавленную стоимость, с одной стороны, и возможный рост розничных цен – с другой. Последнее обстоятельство является причиной того, что замена одного налога другим может начаться только после президентских выборов 2008 года.

Налог на добавленную стоимость является самым значительным источником поступлений в госказну и приносит консолидированному бюджету около четверти его доходов. Однако большие деньги рождают большие проблемы – большинство налоговых судебных разбирательств посвящены именно НДС. При этом бизнес и налоговики предъявляют встречные претензии. Экспортеры возмущены постоянными задержками возврата денег и тем, что полагающиеся им суммы зачастую можно отвоевать у бюджета только через суд. Фискальные органы говорят о незаконном возмещении НДС теми же экспортерами и о массовом мошенничестве при его уплате по операциям внутри страны.

В последнее время идея отмены рождающего столько споров налога овладела умами не только отдельных предпринимателей и юристов – о возможности замены НДС налогом с продаж заявляет и глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Именно по его инициативе созданный при Финансовой академии центр исследования проблем налогообложения подготовил доклад "Сопоставление НДС и налога с продаж", который вчера был представлен специалистам для обсуждения. По словам автора доклада Максима Куликова, в отличие от НДС, который предприятия уплачивают на каждом этапе производства и движения товара к потребителю, новый налог будет взиматься только на стадии конечного потребления. Платить его по ставке 10% будут розничная торговля, организации, осуществляющие госзакупки, а также предприятия, покупающие товары или услуги, не связанные с производством (когда эти расходы нельзя отнести на затраты по налогу на прибыль). Кроме того, под налогообложение подпадут любые покупки за наличный расчет – вне зависимости от того, совершают их физические или юридические лица.

Поскольку налог будет взиматься только один раз, необходимость в сложной схеме зачета, на которой базируется НДС, отпадает. По замыслу реформаторов не станет и возврата НСП экспортерам – поскольку они не будут платить его поставщикам сырья и комплектующих, возвращать из бюджета будет нечего. Отличие предложенного варианта от налога с продаж, существовавшего в России в 2002-2003 годах, в том, что платить НСП придется при любой конечной продаже товара или услуги. Напомним, что прежний НСП не распространялся на покупки, сделанные по безналичному расчету. Кроме того, целые группы социально важных товаров и услуг (хлеб, молоко, лекарства, коммунальные и транспортные услуги) были также освобождены от этого налога.

По признанию авторов доклада, главные проблемы при замене НДС новым налогом – значительные выпадающие доходы бюджета и опасность роста розничных цен. Поскольку значительная часть плательщиков НДС налог с продаж платить не будут, по подсчетам авторов доклада, снижение доходов госказны при введении НСП со ставкой 10% превысит 200 млрд руб. По мнению Максима Куликова, это компенсируется макроэкономическими плюсами нововведения. Прежде всего это упрощение системы сбора налога. Кроме того, введение НСП перенесет налоговую нагрузку со сферы производства на конечное потребление, что создаст стимулы для роста инвестиций и экономики в целом.

В экспертном управлении президента рассчитывают, что дискуссия о возможности замены НДС налогом с продаж продлится до конца 2006 года. Лишь затем к ней подключатся чиновники, которым предстоит принять окончательное решение. По словам источника Ъ в администрации президента, в случае принятия решения о необходимости реформы состоятся она может лишь после президентских выборов 2008 года. // ВАДИМ Ъ-ВИСЛОГУЗОВ

КоммерсантЪ