09.03.2006

Число туристов растет, но только не в России



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

Согласно исследованиям, в 2005 году мировой туристический рынок вырос до $6 трлн, а число туристов увеличилось до 800 млн человек.
Индустрия растет (лидером по темпам стала Черногория) несмотря на природные катаклизмы и теракты, а динамика роста превышает 5%. На этом фоне Россия выглядит "ниже рынка": иностранных туристов в нашу страну приезжает все меньше, а рост выездного туризма из нашей страны составляет лишь 3,5%.
Сохраняющееся уже второй год оживление в туристической отрасли зафиксировали сразу две международные организации: Международная туристическая организация (World Tourism Organization- WTO) и Всемирный совет по путешествиям и туризму (World Travel and Tourism Council - WTTC). Обе в своих исследованиях отметили, что рост рынка в 2005 году превысил 5% и подобная динамика сохранится в ближайшем будущем. Ни цунами в ЮгоВосточной Азии в 2004 году, ни теракты в Лондоне и Египте в 2005 году, ни птичий грипп существенно не повлияли на мировую туриндустрию, а имели лишь локальный эффект. "Потрясения оказали воздействие в краткосрочном периоде, но не смогли коренным образом повлиять на рынок. За последние несколько лет туристический сектор заметно окреп",- заметил генеральный секретарь WTO Франческо Франджиалли. "Хотя эти события, наряду с ростом цен на топливо, и отразились на спросе, туристы продолжают путешествовать по миру",- добавляет управляющий вице-президент WTTC Ричард Миллер.
По данным WTO, в прошлом году число туристов в мире увеличилось на 5,5% и впервые превысило 800 млн человек. В исследовании WTTC отметили рост рынка на уровне 5,7%. В 2006 году WTTC прогнозирует рост на 4,6%, а на период 2007-2016 годов - по 4,2% ежегодно. Таким образом, по данным организации, в наступившем году объем рынка превысит отметку $6,5 трлн, а к 2016 году достигнет $12,1 трлн.
Самый большой туристический рынок, по данным WTTC, это страны ЕС ($2,15 трлн), немного отстает Северная Америка- $1,982 трлн. В то же время среди стран первое место занимает США ($1,6 трлн), за ней следуют Япония ($0,5 трлн) и Германия ($0,4 трлн). "Самый многообещающий рынок у Китая, его объем составляет $353 млрд, но со стремительным формированием класса потребителей эта страна к 2016 году вырвется с четвертого места на второе, потеснив Японию и ФРГ",- отмечается в докладе WTTC.
Лидером роста, по версии WTTC, три года подряд становится Черногория (10,2%), где туризм стал ключевым фактором экономического развития и создания рабочих мест. "Маленькие страны, такие как Черногория, Румыния, Намибия и Бруней, используют туризм как катализатор экономического развития",- говорит президент WTTC ЖанКлод Баумгартен.
Что касается России, то она явно отстает от мирового рынка. По данным Росстата, опубликованным на этой неделе, рост турпотока из нашей страны упал в четыре раза - с 15,5% в 2004 году до 3,5% в 2005-м. Поток иностранцев в нашу страну и вовсе сократился на 16,6%. Причины: рост цен на туристические услуги и снижение платежеспособности россиян.
"Снижение числа иностранцев, посещающих Россию, происходит из-за несоответствия цены и качества предоставляемых услуг",- говорит представитель "Пак групп" Мария Малышева. "Это связано с недостаточным ростом гостиничной базы. В Питере и в Москве явный недостаток гостиниц туристического класса",- добавляет директор по маркетингу компании "Инна тур" Светлана Куркович. Эксперты отмечают, что если не будет решена проблема с размещением туристов и не будет проводиться популяризация страны за рубежом, то число иностранных туристов продолжит падать.
"Что касается выездного рынка, то он медленно, но растет. Все больше семей предпочитают путешествовать два раза в год",- говорит Мария Малышева. В свою очередь Светлана Куркович отмечает, что явного роста в сфере туризма в ближайшие годы в нашей стране вряд ли стоит ожидать.
"Сейчас активно популяризируется потребительское и ипотечное кредитование, и люди начинают тратить деньги на другие нужды: недвижимость, покупку автомобиля. Путешествия находятся на шестойседьмой позиции семейного бюджета",- отмечает она.

Деловая газета "Бизнес"