07.03.2006

Российские aвиакомпании теряют прибыль



АРТЕМ НЕВЕРОВ

Российские авиационные власти бьют тревогу: при росте выручки, чистая прибыль авиакомпаний снизилась в два раза. Участники рынка связывают это с ростом цен на топливо и на услуги, предоставляемые монополистами.
А аналитики уже говорят, что хотя российский авиационный рынок не является высококонкурентным, некоторые авиакомпании уже близки к банкротству.
Вчера руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Юрчик заявил, что российские авиакомпании по итогам 2005 года в сумме снизили чистую прибыль в два раза - до 2,2 млрд руб. Окончательные итоги финансовой деятельности каждой из авиакомпаний пока не известны - обычно они публикуются в марте-апреле. Однако предварительные данные подтверждают слова Юрчика. В частности, крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" объявил, что в 2005 году чистая прибыль по РСБУ снизилась с 6,33 млрд до 3,05 млрд руб. Руководитель пресс-центра "Аэрофлота" Ирина Данненберг говорит , что причины снижения прибыли - значительный рост цен на ГСМ, а также приостановка полетов Ил-96 на полтора месяца (таких машин в парке авиакомпании шесть). О снижении чистой прибыли "Бизнесу" сообщили и в UTair: прогнозируется, что за 2005 год она составит 100,7 млн руб., что на 6,7 млн руб. меньше прошлогодних результатов.
"Темпы роста себестоимости авиаперевозок оказались в два раза выше темпов роста доходов",- объясняет Юрчик.
По его данным, выручка компаний в этом году возросла на 10%- до 180 млрд руб., а себестоимость авиаперевозок выросла на 20%.
Участники рынка отмечают, что основная причина увеличения себестоимости - стремительный рост цен на авиатопливо, доля расходов на которое составляет около 50%. "Рост цен на авиационный керосин за год составил 47%",- говорит пресс-секретарь авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский.
Он отмечает, что 70% расходов авиакомпаний приходится на оплату услуг монополистов: заправочных комплексов, аэропортов и навигации. "Цены растут быстро, пассажиропоток в свою очередь увеличивается не столь стремительно.
Мы частично перекладываем нагрузку на пассажира, но это ведет к снижению пассажиропотока",- говорит Новохатский. В "Сибири'BB не прогнозируют, какими будут финансовые итоги года, но отмечают, что, скорее всего, компания как и в прошлом году, получит убыток.
Руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев среди причин снижения чистой прибыли называет также растущие расходы на поддержание летной годности самолетов (ремонт, продление ресурса) и увеличение фондов оплаты труда.
"Снижение чистой прибыли- тревожная тенденция, которая показывает, что большое количество авиакомпаний не в состоянии эффективно работать в сложившейся ситуации. Сохранение высоких цен на топливо может привести к тому, что некоторые авиакомпании в текущем году могут стать банкротами",- говорит Пантелеев. По его словам, уже сегодня некоторые перевозчики имеют формальные признаки банкротства. Эксперт напомнил, что процедуру внешнего управления уже в прошлом году пытались ввести в "Башкирских авиалиниях", и не исключено, что в текущем году к некоторым авиакомпаниям может быть применена подобная мера.
По мнению аналитика "Центринвеста" Геннадия Суханова, в России не сложился конкурентный рынок авиаперевозок. "Пока авиакомпании могут себе позволить переложить финансовую нагрузку на потребителей: повышать тарифы и вводить топливные надбавки",- говорит он. В то же время, отмечает аналитик, в мире бизнес авиаперевозок подвержен конкуренции, которая в России ограничена тем, что аэропорты нередко лимитируют число авиакомпаний, с которыми они работают. "А если допустить конкуренцию такую, как, например, в Америке, у компаний вскоре могут начаться проблемы",- отмечает Суханов.
В то же время для многих отечественных компаний небольшая прибыль или ее отсутствие не всегда означают, что предприятие неуспешно. По словам Пантелеева, убытки, показанные "Сибирью" в прошлом году (800 млн руб.), вовсе не говорят о неэффективности компании. "Сибирь" сейчас обновляет парк - это очень масштабная и затратная программа. Кроме того, бывает, что политика основных собственников состоит в том, что компания не должна показывать существенную прибыль, чтобы не платить налоги на прибыль",- говорит эксперт. Обратный пример - UTair, котораястремится быть привлекательной на внешних рынках заимствований и провести IPO. "Поэтому компания поставила перед собой задачу достичь в 2006 году 400 млн руб. чистой прибыли.
Им выгоднее показывать положительные результаты",- считает Пантелеев.

Деловая газета "Бизнес"