07.03.2006

К дилерам АвтоВАЗа приставили внешних разведчиков. Финансовые потоки предприятия перетекают в Новикомбанк



Как стало известно Ъ, ОАО АвтоВАЗ формирует новую систему взаиморасчетов со своими дилерами. Главным расчетным центром между дилерами и заводом, по данным Ъ, станет учрежденный Ассоциацией ветеранов органов внешней разведки Новикомбанк, близкий к руководству ФГУП "Рособоронэкспорт". Однако схему расчетов, которая была разработана в 1994 году для минимизации налогов, завод отменять не собирается.

В конце февраля Новикомбанк сообщил, что с января клиентом банка является АвтоВАЗ. Как говорится в сообщении банка, "в соответствии с программой по работе с VIP-клиентами" заводу предложено "индивидуальное обслуживание, специальный тарифный план и сопровождение каждой операции персональным менеджером". Кроме того, банк начал "разработку программы взаиморасчетов АвтоВАЗа с дилерами с использованием аккредитивов и векселей". Учредителем Новикомбанка была Ассоциация ветеранов органов внешней разведки, с 1994 по 1999 год председателем совета директоров банка являлся Андрей Бельянинов (в 80-х годах – сослуживец Владимира Путина по работе в ГДР по линии Первого главного управления КГБ). С 2000 по 2004 год господин Бельянинов возглавлял "Рособоронэкспорт", сейчас он руководит Федеральной службой по оборонному заказу. Новикомбанк обслуживает счета ФГУП "Рособоронэкспорт". Как пояснили Ъ в нескольких дилерских компаниях, АвтоВАЗ намерен превратить Новикомбанк в основной расчетный центр между дилерами и заводом. По словам дилеров, завод уведомил их, что в ближайшем будущем Новикомбанк начнет продажу векселей, по которым дилеры будут приобретать у АвтоВАЗа автомобили, а к некоторым дилерам Новикомбанк уже обращался с предложением перевести к нему расчетные счета. При этом в руководстве одной из столичных дилерских сетей Ъ сообщили, что компания уже три недели производит с АвтоВАЗом расчеты векселями Новикомбанка.

И. о. президента Новикомбанка Георгий Губин отказался от комментариев об инициативе АвтоВАЗа, а на самом заводе заявили лишь, что "обновленная концепция работы с дилерами будет обнародована в ближайшие месяц-два". Вексельная схема расчетов АвтоВАЗа с дилерами действует с 1994 года, ее инициатором был бывший финдиректор завода Николай Глушков. Согласно схеме, дилеры расплачиваются с заводом не деньгами, а векселями, которые приобретают у центрального отделения Автомобильной финансовой корпорации (ЦО АФК). Как следует из результатов проверки АвтоВАЗа Счетной палатой за 2003 год, завод проводит до 86% своих расчетов по вексельной схеме. Это уменьшает налогооблагаемую базу АвтоВАЗа, однако формально схема не противоречит законодательству. При этом из-за вексельных схем у АвтоВАЗа растет дебиторская задолженность, которая затем списывается как безнадежная (за 2003 год списано более 10 млрд руб.).

Теперь же, как утверждают дилеры, АвтоВАЗ намерен передать Новикомбанку полномочия ЦО АФК. Отметим, что в декабре 2005 года бывший президент Новикомбанка Илья Губин был назначен советником президента–гендиректора АвтоВАЗа Игоря Есиповского (ранее возглавлял один из департаментов "Рособоронэкспорта"), а финансовым директором АвтоВАЗа стал вице-президент Новикомбанка Сергей Фомин.

Как отмечают столичные дилеры, сейчас АвтоВАЗ ужесточает порядок взаиморасчетов с ними. Со слов руководителей компаний, завод требует от московских дилеров двухмесячной предоплаты за автомобили при том, что сам отгружает им ежемесячно лишь 40% положенной квоты. При этом, по словам дилеров, столь жесткие требования не распространяются на московского дилера "Элекс-Полюс", который получает автомобили с АвтоВАЗа в полном объеме и без предоплаты. Со слов дилеров, "Элекс-Полюс" уже обращался к ним с предложением приобретать у него автомобили Lada с наценкой 7% к заводской цене. Напомним, что АвтоВАЗ установил "Элекс-Полюс" крупнейшую в отрасли ежемесячную квоту в 5 тыс. машин (см. Ъ от 28 февраля).

Официально в "Элекс-Полюсе" ситуацию не комментируют, однако источник Ъ в руководстве заявляет, что увеличение квоты не связано с желанием "Элекс-Полюса" монополизировать столичный рынок. "АвтоВАЗ добавит нам четыре региона сбыта: Казань, Екатеринбург, Челябинск и Уфу. Поэтому наша квота была увеличена с 3 до 5 тыс. машин",– утверждает источник Ъ. От дальнейших комментариев он отказался. Ъ будет следить за развитием событий.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ; ПАВЕЛ Ъ-КАЛЕДИН, Тольятти

КоммерсантЪ