03.03.2006

"Система" осталась в метро. ООО "Олимп" останется эксклюзивным продавцом рекламы в московском метро до 2011 года



МАРИНА НОСКОВИЧ

Принадлежащему АФК "Система" ООО "Олимп" удалось отстоять право эксклюзивно продавать рекламные возможности столичной подземки до 2011 года. Как стало известно "Бизнесу", Арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил кассацию Федеральной антимонопольной службы (ФАС), требовавшей пересмотра результатов конкурса на размещение рекламы в московском метро. По закону ФАС еще может обратиться в Высший арбитражный суд, однако чиновники не уверены, что воспользуются этим правом.
"Олимп" стал эксклюзивным продавцом рекламы в московском метро в 2002 году. Тогда мэрия провела конкурс, который выиграли четыре компании - "Метрореклама", "Максима", "ТВ-проект" и "Альмакор". Вскоре после тендера они создали ООО "Олимп", которое и занимается продажами рекламы в московском метро.
Контрольный пакет акций "Олимпа" принадлежит концерну "Система массмедиа" (входит в АФК "Система").
В 2003 году договор с учредителями "Олимпа" был продлен еще на год, а весной 2004 года правительство Москвы постановлением №270 "Об управлении рекламным процессом в Московском метрополитене" предписало метрополитену продлить договор с "Олимпом" без проведения конкурса еще на семь лет- до 2011 года.
Это решение вызвало недовольство ФАС: в сентябре 2004 года ТУ ФАС по Москве возбудило дело по признакам нарушения правительством Москвы антимонопольного законодательства: по мнению представителей ведомства, город не имел права предписывать метрополитену заключить контракт с "Олимпом".
27 апреля того же года ведомство направило правительству Москвы предписание с требованием отменить первые пять пунктов постановления №270, в том числе и тот, где предписывается заключить с "Олимпом" семилетний контракт.
В августе 2005 года Московский арбитражный суд счел требования ФАС необоснованными, в октябре того же года это решение подтвердил девятый арбитражный апелляционный суд.
22 февраля Арбитражный апелляционный суд Москвы отклонил кассацию ФАС, рассказал "Бизнесу" директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер, представлявший в суде интересы города. "Теперь ФАС может в течение трех месяцев обратитьсяв Высший арбитражный суд (ВАС)",- говорит он.
Замглавы ФАС Андрей Кашеваров и гендиректор ООО "Олимп" Вадим Юхнович подтвердили его слова. "Мы считаем, что решение суда - абсолютно закономерный результат",- подчеркнул Юхнович.
По его словам, в "Олимпе" рассчитывают, что контракт будет продлен и после 2011 года: "Город и метрополитен имеют на это право, если нет взаимных претензий".
Андрей Кашеваров отмечает, что в ведомстве пока не решили, будут ли обращаться в ВАС.
Участники рынка наружной рекламы осторожно комментируют судебное разбирательство. "Конечно, метро они получили в 2003 году без конкурса.
Но если раньше все возмущались, почему конкурса не было, то сейчас ситуация несколько изменилась: операторам дали право перезаключать долгосрочные договоры на установку конструкций. Поэтому ратовать за то, чтобы все выставляли на конкурс, опасно для отрасли",- считает руководитель крупной московской компании.
Правда, уточняет он, операторам право заключать договора дается "небесплатно" (от $5 млн для каждого оператора.- "Бизнес"), а они "туда как один раз вошли, так и сидят".
"Рынок должен жить по единым законам: это же городская собственность, поэтому и правила для "наружки", рекламы на транспорте и в метро должны быть для всех одинаковы",- уверен заместитель гендиректора компании "Вершина" Владимир Пантюхин.

Деловая газета "Бизнес"