02.03.2006

Налоговики отчитались за граждан



ОЛЬГА КУВШИНОВА, МАРИЯ СЕЛИВАНОВА, АЛЕКСЕЙ САВКИН

Вопросы уплаты налога на доходы физических лиц, получение справок об отсутствии долгов, регистрация фирм и предпринимателей, налогообложение малого бизнеса, а также уклонение от налогов - как следует из обнародованной вчера статистики Федеральной налоговой службы (ФНС), именно эти проблемы больше всего волнуют налогоплательщиков. Граждане обращаются в ФНС даже с просьбой помочь в улучшении жилищных условий и оказать материальную помощь. Однако экспертов больше всего тревожит, что в своеобразный топ-5 проблем налогоплательщиков попали запросы об уклонении от уплаты налогов, а проще говоря, доносы.

Четвертая часть всех обращений к налоговикам в январе 2006 года связана с налогообложением физических лиц. Однако, рапортует ФНС, граждане интересуются не только предоставлением налоговых льгот и порядком возврата налоговых вычетов, но и тонкостями налоговой декларации, а заодно и программой для ее заполнения.

Пятая часть обратившихся намерены выйти из рядов граждан России, в связи с чем требовали справки об отсутствии долгов по налогам. На шестом месте по частоте обращений стоит вопрос разногласий с ИФНС России. Обратившихся с ним всего на одного человека меньше тех, кто имел повод сообщить "о нарушениях налогового законодательства физическими и юридическими лицами в части уклонения от уплаты налогов в бюджет РФ".

Помимо обыденных вопросов, таких как транспортный или имущественный налоги, встречаются и откровенно экзотические. Один гражданин попросил ФНС об улучшении жилищных условий, и еще один - о материальной помощи.

Старшему консультанту компании AGA Management Николаю Фрейтаку после ознакомления со статистикой наиболее интересной показалась графа об уклонении от налогов. "Это, проще говоря, доносы: а вот мой сосед продал мотоцикл, хотелось бы быть уверенным, что налог он заплатил. Причем их больше, чем жалоб на злоупотребление служебным положением и разногласий с ИФНС",- замечает эксперт.

По мнению руководителя юридической практики компании "Консалтинговые услуги" Александра Костина, то, что "отдельные обращения выглядят достаточно своеобразно,- это нормально: люди бывают разные".

В то же время, обращает внимание Николай Фрейтак, на самый интересный вопрос налоговики так и не ответили: "ФНС отчиталась о том, сколько и чего поступило от граждан, а вот сколько было рассмотрено и разрешено?" - иронизирует эксперт.

Деловая газета "Бизнес"