02.03.2006

Nokia почерпнула вдохновение у Siemens



Рекламная кампания телефонов L’Amour Collection от Nokia, стартовавшая в феврале на федеральных телеканалах и московских биллбордах, стала причиной дежавю для профессионалов рекламной индустрии. Дело в том, что слоган "Источник вдохновения", взятый Nokia для раскрутки L’Amour Collection, уже использовался конкурентом – Siemens. Корреспонденты "Сотовика" выяснили, что практика заимствования чужих идей в телекоммуникационной рекламе – правило, а не исключение.


Кто вдохновляет Nokia?

Реклама новой линейки аппаратов от Nokia очень выразительная и запоминающаяся, но при детальном рассмотрении оказывается, что удачный слоган "Источник вдохновения" еще не так давно сопровождал мобильные телефоны компании Siemens (компания отказалась от него в 2004 году).

Simens Источник: www.adme.ru
Nokia Источник: www.nokia.co.th

Беда с лозунгом проявилась только на отечественной почве: слоган просто неудачно перевели на русский язык. Получилось, что девиз Nokia "Inspiring Imagination" перевели так же, как "Be Inspired" Siemens – "Источник вдохновения".

Simens Источник: www.outdoor.ru
Nokia Источник: www.nokia.ru

"Что в этом необычного? – разводит руками PR-менеджер представительства Nokia в России Сергей Сидоров. – Было бы нарушением использовать запатентованные идеи. Но фразы, которые каждый может найти в словаре, запатентовать нельзя". Господин Сидоров отметил, что эта же фраза использовалась и в рекламной кампании предыдущей версии коллекции L’Amour осенью 2004 года. В компании BenQ Mobile, унаследовавшей мобильное подразделение Siemens, отмечают, что лозунг "Be Inspired" (в российском варианте "Источник вдохновения"), действительно, до октября 2004 года использовался в качестве слогана для бренда Siemens Mobile. "Впоследствии компания приняла решение перепозиционировать бренд и изменить слоган на "Designed for life". То, что слоган вновь воспроизводится в рекламе, лишний раз подтверждает емкость и точность этой фразы", – так комментируют ситуацию в компании Siemens.

Подобное "дежавю" в рекламном бизнесе – явление не редкое. Это признают и сами участники рынка. "Действительно, в рекламе достаточно часто встречаются похожие сюжеты, фразы, слоганы, видеоряд, – говорит советник президента Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Вячеслав Черняховский. – Увы, креаторам свойственно заблуждаться и как бы заново придумывать то, что на самом деле уже было придумано другими в другом месте и для другого клиента". В этом случае далеко не всегда можно безапелляционно говорить о плагиате, за который по действующему законодательству РФ, кстати, можно понести административную или уголовную ответственность.

Siemens собирает камни

Другой яркий пример кризиса идей на рынке телеком-рекламы – видеоролик телефона Siemens SL75, не так давно появившийся в ротации телеканалов. Внимательный зритель, конечно, отметит его поразительное сходство с рекламой имиджевого телефона Motorola PEBL U6. Создатели данного шедевра не стали полностью "копировать" видеоряд, но взяли из рекламы Motorola основную идею про камни-голыши. Некоторые кадры этих двух рекламных видео очень похожи, и незадачливому потребителю будет весьма сложно разобраться, какой же конкретно продукт они рекламируют.

Motorola Источник: www.adme.ru
Motorola

Необычная маркетинговая концепция для телефона Motorola PEBL U6 воплощена уже в его названии (от англ. pebble — "галька, голыш, булыжник, гравий"). Создатели ролика для Siemens, по всей вероятности, тоже воодушевились округлыми формами телефона Siemens SL75 и не нашли ничего лучшего, чем использовать для сравнения все те же морские камешки.

В Siemens не отрицают, что в какой-то точке идеи обоих вендоров соприкоснулись. "Возможно, рекламный ролик Siemens SL75 вызывает схожие ассоциации, но сама креативная идея призвана лишь подчеркнуть дизайн и округлые формы корпуса мобильного телефона, приковывающего к себе внимание окружающих", – рассказывают в Siemens. В Motorola про сходство роликов знают, но давать комментарии не торопятся.

Среднестатистический потребитель, как правило, не отслеживает ролики с "Каннских львов" и часто не замечает вопиюще похожих рекламных концепций. "В большинстве своем потребители не улавливают схожих решений. Безусловно, есть фанаты продукта, как и фанаты рекламы, которые следят за всем не хуже специалистов рекламного рынка. Но таких представителей меньшинство", – соглашается управляющий партнер коммуникационной группы "Модус" Алексей Синев.

Одной же из причин повторяющихся идей в рекламе креативный директор агентства коммуникаций NetProfit Руслан Лагутин считает желание сэкономить время, хотя и это даже не главное. "Гениальные рекламные ходы слишком заманчивы и притягивают рекламщиков снова и снова, – отмечает господин Лагутин. – Мы думаем: супер! Как они до этого додумались? А "они" просто воспроизвели фестивальный ролик пятилетней давности, гремевший совсем в другой стране". Стоит отметить, что такой сценарий является одним из безобидных вариантов.

GSM на выдумку хитер

Кризис жанра преследует не только производителей мобильных телефонов, но и операторов. Так, 10 февраля "Билайн", "средний" оператор "большой тройки", анонсировал запуск новой услуги под названием "Мобильный офис". Странное дело, но то ли по роковой случайности, то ли из-за оплошности маркетологов, название услуги "Билайна" один в один совпало с названием сервиса "Скай Линк", который CDMA-оператор запустил на 10 дней раньше, 1 февраля. Предложения двух операторов оказались сходны не только по названию, но и по сути. Покупая "Безлимитный тариф" "Скай Линка" за 59 USD в месяц (здесь и далее цены с НДС), каждый абонент получает так называемый мобильный офис: безлимитную голосовую связь, 10 Мбайт интернет-трафика, электронную почту (емкость ящика 20 Мбайт), голосовую почту, услугу "Факс-почта" и высокоскоростную передачу данных на основе технологии EV-DO. Все, что нужно для работы, – это телефон и ноутбук.

"Пчелиный" "Мобильный офис" состоит из нового тарифного плана "GPRS Интернет" и специального устройства для доступа в Интернет с ноутбука – PCMCIA-карты Sony Ericsson GS89 с поддержкой технологий GPRS, EDGE, CSD и Wi-Fi. "Билайн" своим предложением пропагандирует упрощенный доступ в Интернет с ноутбука. С помощью "Мобильного офиса" абонент получает возможность подключения к Интернету, отправки и получения электронной почты, доступа к корпоративной сети посредством технологий GPRS и EDGE. Невнятица заключается в том, что "Скай Линк" именует свою услугу на сайте по-разному. На Skylink.ru она имеет два названия: "Мобильный офис", и более развернутое "Безлимитная связь и мобильный офис".

"Мобильный офис" – это понятие универсальное, которое означает возможность вести бизнес вне офиса. Вся разница предлагаемых сегодня на рынке решений заключается в их качественных параметрах", – рассказал "Сотовику" Дмитрий Александров, заместитель генерального директора по коммерции ЗАО "Скай Линк".

В "Билайне" склоняются к тому, что их название с наименованием новой услуги "небесных связных" все-таки не совпадает. "Название нашей услуги все-таки отличается от "Скай Линка". У них это "Безлимитная связь и мобильный офис". К тому же у них это комплекс бизнес-услуг, пакетированный продукт для бизнес-пользователей. Мы не думаем, что у нас из-за этого названия возникнут какие-то проблемы с законодательством. Расхожее словосочетание "Мобильный офис" весьма часто встречается и у других операторов", – считает Евгения Демина, менеджер по связям с общественностью "Билайна" по Московскому региону, где, собственно, и запущена услуга.

Идеи витают в воздухе, и "как только идея сформирована и произнесена вслух", она становится общественным достоянием, то есть ее может "подхватить" любой человек на земном шаре. К сожалению или к счастью, но далеко не всегда можно безапелляционно говорить о плагиате. Каждый случай требует индивидуального подхода и скрупулезного расследования. "За плагиат (нарушение авторских и изобретательских прав) предусматривается уголовная и гражданская ответственность. Можно воспользоваться ст.138 ГК РФ, а можно обратиться и к статье 4 закона "О рекламе", – поясняет Вячеслав Черняховский. – Если в рекламе присутствуют приемы или творческие решения, используемые в рекламе других товаров, то она может быть признана недобросовестной. А подобная реклама не допускается. Также не допускается недостоверная и заведомо ложная реклама. Однако подозрения и предположения должны быть доказуемы на основании фактов и документов, подтверждающих наличие авторских и смежных прав на рекламу".


© Сергей Мальцев, Александра Ходонова,

СОТОВИК