01.03.2006

Алкогольная промышленность ушла в застой



Неделю назад отечественные производители алкогольной продукции после вынужденного двухмесячного простоя возобновили производство. Импортеры алкоголя, по оптимистичным оценкам, возобновят работу в полном объеме не раньше середины марта. При этом все участники рынка уже готовятся к новому кризису – с 1 июля заводы вновь могут остановиться. Впервые за много лет отрасль переживает спад. Таковы предварительные результаты вступления в силу новой редакции закона "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Антирыночные показатели
Публичное выяснение, кто же все-таки виноват в кризисе – депутаты, принявшие закон "О госрегулировании...", или правительственные чиновники, отвечающие за разработку подзаконных актов, идет до сих пор. Однако уже понятно, что с таким серьезным кризисом отрасль за свою историю еще никогда не сталкивалась. О причинах кризиса Ъ писал неоднократно. Главная из них – крайне сжатые сроки принятия закона. Последние поправки в документ, регулирующий деятельность всей отрасли, депутаты внесли 24 декабря. Совет федерации одобрил законопроект через несколько дней. А президент официально подписал новую редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2006 года, 31 декабря. Заработать за один день закон (с учетом того, что требовал принятия ряда дополняющих правительственных постановлений) не мог даже теоретически.

Уже первый месяц показал катастрофические цифры падения производства. Итоги за февраль еще не подведены, но очевидно, что и они будут неутешительными. Производство водки в России, например, в январе упало на 96%, а по некоторым категориям алкоголя падение было 100-процентным (см. таблицу). При этом резко возросли объемы импорта. Впрочем, операторы внешнеэкономической деятельности тоже пытаются подстраховаться. "Для того чтобы попытаться хоть как-то оправдать свои расходы, все импортеры в первом квартале резко активизировались,– рассказывает гендиректор холдинга 'Винный мир' Михаил Самсонов.– По закону нам надо успеть ввезти всю продукцию, оклеенную старыми марками, до 1 апреля, а продать до 1 июля".

Уже начиная со второго квартала этого года импортеры прогнозируют резкий спад поставок. Это связано с тем, что никто из них до сих пор не получил акцизных марок нового образца. Общий прогноз – рынок импорта по итогам 2006 года "просядет" на 17%. Для сравнения: в прошлом году рост импортных поставок по разным позициям составлял от 10 до 30%.


Новый кризис
Отечественные производители таких темпов роста, как импортеры, в прошлом не показывали. Например, в 2005 году было даже зафиксировано небольшое падение на 2%. Эксперты объясняют это не колебаниями рынка, а скорее тем, что водочный рынок до сих пор является крайне криминализированным и до 40% производства водки приходится на теневой оборот. Тем не менее в этом году отечественных производителей, скорее всего, ждет настоящее, а не мнимое падение производства. Правда, на деле следствием этого падения, как ни парадоксально, будет то, что некоторое время производители станут показывать реальные производственные показатели. "Из года в год производство водки в России колеблется вокруг цифры 130 млн дал,– говорит глава компании 'Кристалл-Лефортово' Виктор Алексеев.– Однако если мы возьмем советскую статистику, то в России выпивали около 200 млн дал. Не думаю, что эти цифры в России современной изменились. Вполне возможно, что первые несколько месяцев заводы начнут честно показывать объемы выпущенной продукции и общий итог как ни странно может оказаться снова 130 млн дал".

На производственных показателях могут сказаться и другие неблагоприятные факторы. Первые водочные заводы начали получать марки примерно десять дней назад, винодельческие – около недели назад. А с 1 июля вступает еще одно крайне важное положение закона "О госрегулировании..." – должна заработать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Суть этой системы заключается в следующем – каждое предприятие должно быть оснащено электронными счетчиками, которые, в свою очередь, должны иметь выход в интернет и связь с сервером ФНС. Каждая выпущенная на предприятии бутылка и каждый литр алкоголя должны регистрироваться на таком счетчике, и информация о них должна поступать в ФНС. По версии разработчиков, таким образом будет установлен полный учет и контроль за всей отечественной ликероводочной продукцией.

Однако на практике на предприятиях таких счетчиков единицы. Большинство же спиртзаводов вообще оснащены механическими счетчиками. Если выход в интернет, например, для московского "Кристалла", скорее всего, не будет представлять трудностей, то для большинства региональных заводов это будет весьма проблематично – ни выделенных линий, ни программистов, которые будут налаживать эту систему у них нет. Более того, по неофициальной информации, первичные тесты ЕГАИС на ряде заводов показали, что система пока не доработана и не может считывать информацию. В результате рынок снова заговорил о кризисе, в результате которого могут остановиться все предприятия. "Система недоработана,– говорит глава ТПГ 'Кристалл' Сергей Зивенко.– Как она себя поведет, никто точно сказать не может. А пункт закона, по которому мы все должны работать через ЕГАИС, никто не отменял. Стояли мы два месяца, постоим и еще!"

Основными пострадавшими от подобных простоев окажутся мелкие и средние предприятия алкогольной отрасли. "Крупным операторам рынка легче будет пережить последствия очередной остановки,– говорит представитель 'Росспиртпрома' Дмитрий Добров.– У них лучше построена система дистрибуции. Они смогут сформировать большие товарные запасы".

РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ


Объемы импорта алкогольных напитков в Россию (тыс. дал)

Январь 2005 годаЯнварь 2006 годаПрирост (%)
Вино игристое44,65629,645
Вино1766,2881946,929
Коньяк90,067174,943
Водка209,859320,328
Источник: холдинг "Винный мир".


Объемы производства алкогольных напитков в России (тыс. дал)

Январь 2005 годаЯнварь 2006 годаПрирост (%)
Вино игристое601,320
Вино1483,164,79
Коньяк265,626,56
Водка7849,76329,69
Источник: Росстат.
КоммерсантЪ