27.02.2006

В столице бум бытовой техники



Константин ПРОКШИН

Каждый пятый житель Москвы в прошлом году что-нибудь да прикупил себе из техники: от мобильного телефона до телевизора. И это несмотря на то, что для многих такие траты - серьезный удар по бюджету.

В прошлом году новую бытовую технику приобрели 22% москвичей. Новинками аудио- и видеотехники порадовали себя 14% жителей города, компьютер купили еще 11%. Но пальму первенства удерживают мобильные телефоны - 23% горожан в ушедшем году обзавелись современной трубкой. Такие данные получили исследователи Romir Monitoring в ходе проведенного опроса. При этом большинство (60%) призналось, что такая покупка - серьезный удар по семейному бюджету. И позволить себе подобную покупку они могут не чаще одного раза в год.

Но даже для тех, у кого деньги есть, покупка техники - вопрос не простой. Сам процесс приобретения техники для семьи отличается для каждой из категорий товара. Озадачившись необходимостью подобрать себе новую бытовую технику, 56% семей принимают совместное решение о покупке, вместе и марку выбирают. Аудио- и видеотехника - это уже вопрос личных предпочтений. И тут мнения серьезно разошлись. Для половины это тема для семейного совета. Но в трети домов покупка музыкального центра или DVD-проигрывателя может быть сделана и одним человеком.

В основном на решение о необходимости прикупить технику и на выбор конкретной марки большее влияние оказывает мужская половина. Среди женской аудитории о полной самостоятельности в этом вопросе заявили всего лишь несколько процентов участниц опроса. Особняком стоят лишь мобильные телефоны. 23% женщин, выбирая себе новую трубку, совсем не прислушиваются к мнению мужчин.

Как показал опрос, большинство предпочитает расставаться со своими деньгами в специализированных магазинах и лишь менее 10% - на рынках. А вот онлайновым магазинам москвичи не доверяют. В целом лишь 2% предпочитают покупать бытовую технику в Сети. Интернет покупатели предпочитают рассматривать лишь как справочный каталог, в котором можно не торопясь выбрать марку, модель, сравнить цены. А за покупкой затем отправиться в магазин.

От серого к белому

Опрос Romir согласуется и с данными по ввозу электроники и бытовой техники. Как заявляют таможенники, импорт электроники в 2005 году по сравнению с 2004-м возрос в 1.9 раза. Однако большая часть техники ввозится через "серые" каналы. По данным Минэкономразвития, объем такого импорта достигает 85%. "До конца текущего года уровень "серого" рынка должен быть доведен хотя бы до 15%", - требует глава ведомства Герман Греф. Ключевой задачей, по его словам, должно стать усиление контроля за таможенной стоимостью. Сегодня все товары завозятся по минимальной цене, которая обозначена в нормативных таможенных документах, указал министр. В качестве примера министр привел импорт цифровых фото- и видеокамер, которые стоят $2-5 тыс., а таможенная пошлина на них уплачивается исходя из минимальной стоимости - $53.

Финансовые известия