26.02.2006

Бизнес уговорил ФАС. Правительство оценит защиту конкуренции



ОКСАНА КАРПОВА

Как стало известно "Бизнесу", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в правительство согласованные с отраслевыми министерствами и ведомствами поправки ко второму чтению закона "О защите конкуренции". ВФАС уверены, что новая редакция законопроекта не вызовет принципиальных разногласий как у администрации президента, так и у крупного бизнеса. Предпринимателям удалось убедить чиновников ФАС уточнить нормы коллективного доминирования, а также понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены.

Как уже сообщал "Бизнес" основные претензии со стороны крупных компаний к законопроекту "О защите конкуренции" касались ряда формулировок, введение которых грозило серьезными проблемами монополистам. Однако по итогам длительных переговоров ФАС с РСПП обеим сторонам удалось снять большинство принципиальных разногласий.

Как стало известно "Бизнесу", ФАС направила в правительство согласованные с отраслевыми министерствами и ведомствами поправки в закон "О защите конкуренции". Кроме того, утверждает ФАС, при подготовке поправок были учтены замечания администрации президента.

Так, например, норма коллективного доминирования станет применяться исключительно на рынках, обладающих пятью качественными признаками. Например, когда спрос на товар является неэластичным, товар не имеет заменителей, а рынок отличается высокой концентрацией. При этом антимонопольные органы должны предварительно доказать суду, что эти признаки имеют место, что тот или иной рынок олигопольный, искаженный и, соответственно, обладает всеми признаками нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, как рассказал "Бизнесу" начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, монопольно высокой ценой будет считаться такая цена, которую установила доминирующая на товарном рынке компания и которая превышает цену, существующую на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции. Также в документе уточнен порядок рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений от компании о совершении сделки. Если заявитель не имеет возможности представить какую-то информацию, то он вправе направить в антимонопольные органы письменное заявление о том, что такой информацией он не располагает. "Это дает нам право продлить срок рассмотрения ходатайства или уведомления",- поясняет Сушкевич. По его словам, помимо этого, подверглась корректировке глава законопроекта об экономической концентрации: исчерпывающе определен порядок контроля экономической концентрации в группе лиц (теперь законопроект не содержит отсылочных норм в этой части).

Эксперты положительно оценивают поправки к законопроекту "О конкуренции", однако при этом не исключают, что ряд антимонопольных формулировок не сможет работать на практике без детальной методологической оценки. В противном случае, считает консультант компании "Развитие бизнес-систем" Алексей Калинин, возможны двоякие трактовки терминов. Эксперт уточняет, что в законопроекте невозможно зафиксировать весь процесс определения коллективного доминирония: иначе текст будет составлять один, а то и два увесистых тома. "В отсутствие хорошо проработанных методик для определения каждого из признаков коллективного доминирования работать этот механизм не будет, тем более что анализ эластичности спроса - задача не самая тривиальная",- комментирует эксперт.

Деловая газета "Бизнес"