22.02.2006

Война форматов. Cделка по продаже "Аптека-Холдинг" компании Alliance Uniсhem может серьезно повлиять на развитие российской фармацевтической розницы



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Объявленная на прошлой неделе сделка по продаже российского фармдистрибутора "Аптека-Холдинг" англофранцузской компании Alliance Uniсhem может серьезно повлиять на развитие российской фармацевтической розницы. Если Alliance Unichem выведет в Россию и одно из своих розничных подразделений, это спровоцирует перераспределение рынка: западные ритейлеры предпочитают работать в более прибыльном формате открытой аптечной торговли.
Формат аптечных супермаркетов в основном характерен для американского и британского рынков. Принцип фарммаркета, или drugstore, заключается в том, что аптека четко разделена на зал открытой торговли и кассовую зону, где происходит оплата. Комментируя выход Alliance Unichem в Россию, эксперты напоминали, что с октября 2005 года компания проходит процесс слияния с крупнейшей аптечной сетью Великобритании Boots, которая работает именно в формате фарммаркетов. "После прихода первой западной сети в Россию за счет отработанных технологий розничных продаж она будет задавать тон в развитии рынка. Приход первой западной сети можно сравнить с приходом IKEA",- прогнозирует гендиректор DSM Group Александр Кузин. Напомним, выход в Россию шведского гиганта привел к бурному росту мебельного ритейла в целом.
Борьба форматов
По данным аналитического агентства DSM Group, в России насчитывается около 48 тыс. аптечных учреждений, включая киоски, из них 75% - городские, а 25% - сельские. Оборот аптечного рынка в 2005 году составил $6,9 млрд. При этом, как говорит Александр Кузин, страна практически насыщена аптеками с точки зрения их количества: "Сейчас в среднем по стране на одну аптеку приходится 3,2 тыс. человек, что сопоставимо с показателями развитых европейских стран: в Германии- 3,8 тыс., в Бельгии - 3,7 тыс., в Италии- 3,3 тыс., в Великобритании и вовсе 4,8 тыс.". По данным DSM Group, сильнее всего фармрозница развита в столице: в Москве одна аптека приходится на 2,9 тыс. человек, в Нижегородской области - 2,6 тыс., Воронежской - 2,5 тыс., Свердловской - 3,7 тыс., в Новосибирской - 4,1 тыс.
Аналитик Альфа-банка Светлана Суханова прогнозирует, что в будущем число аптек перестанет расти. "Учитывая насыщенность российского рынка, основная борьба в рознице станет борьбой форматов и типов аптек. Количество аптек может оставаться на прежнем уровне, однако с рынка будут вымываться розничные точки с худшим ассортиментом, технологиями продаж и ценовым предложением",- считает Суханова. Эта борьба может привести как к серьезному взлету существующих или новых игроков, так и к провалу некоторых проектов, соглашается Кузин из DSM Group.
Под стеклом
В России наиболее распространенным форматом аптечной торговли (около 84% всех аптек) является закрытый: традиционный пункт продажи лекарств с провизором и закрытыми витринами. В этой нише, как правило, работают государственные аптеки и лишь некоторые частные сети (Natur Produkt, "Старый Лекарь"). "В большинстве своем эти аптеки остались в прежнем виде еще с советских времен,- говорит гендиректор сети "Итек" Дмитрий Краснов.- Их основное преимущество в том, что покупателю предоставляется возможность проконсультироваться с провизором во время совершения покупки". Основные недостатки традиционных аптек Краснов видит в том, что в таких точках не самая высокая скорость совершения покупки, так как в аптеке зачастую работает ограниченное число окон отпуска товара. "Очереди могут отпугнуть часть клиентов",- считает Краснов.
Пока, по данным DSM Group, закрытая форма торговли остается более инвестиционно-привлекательной. Так, при средней площади 70 кв. м и объеме инвестиций в размере около $70 тыс. в одну точку "закрытая" аптека окупается за полтора года. Фарммаркет больше площадью (от 90 кв.
м), потому требует больших инвестиций (от $100 тыс. за точку), а его срок окупаемости возрастает как минимум до двух лет.
Однако закрытая форма торговли уступает фарммаркетам по ассортименту: в среднем их ассортимент составляет около 4 тыс. наименований, 78% из которых составляют лекарственные средства, а 22% - парафармацевтика и косметика. Ассортимент drugstore шире - 7 тыс. позиций, причем линейка смещена в сторону более доходной парафармацевтики и косметики, занимающих примерно 44%.
Игра в открытую
В последние годы большинство аптечных ритейлеров (помимо "36,6" также сети "Доктор Столетов", "О3" и "Первая помощь") предпочитают открывать фарммаркеты. Формат открытой торговли развивается сейчасв основном в крупных городах и занимает по обороту примерно 15% всего аптечного рынка.
При этом участники рынка признают, что более высокая стоимость открытия такого формата увеличивает риски.
"Необходимо обладать изрядной долей предпринимательской смелости, чтобы начать работать с открытым форматом в аптечном бизнесе,- говорит директор по корпоративным финансам аптечной сети "36,6" Андрей Сливченко.- Работая в традиционном для советских аптек закрытом формате, аптечные сети не несут значительных затрат на оборудование и технологии, жертвуя при этом покупательским потоком и размером среднего чека".
Однако участники аптечного рынка указывают на более высокую прибыльность прогрессивного формата. Инвестиции в открытую форму оправданны - в таких аптеках больше покупателей, выше размер среднего чека и, соответственно, значительно выше продажи, указывает Андрей Сливченко.
"Затраты идут на большую площадь, бонус за хорошее расположение, персонал - в среднем наши затраты больше в два раза, чем у закрытой формы торговли. Но зато операторы фармамаркетов меняют подход потребителя к посещению аптеки. В аптечные супермаркеты приходят не за лекарством, а за здоровьем, в результате прибыль фарммаркета в разы превышает прибыль точки с закрытым форматом",- говорит коммерческий директор сети "Первая помощь" Петр Грек. С ним соглашается гендиректор сети "Ригла" Ольга Шелудченко: "Открытая выкладка способствует продаже не только лекарств, за которыми приходят покупатели, но и косметических и сопутствующих товаров".
А представитель еще одной крупной сети аптек добавляет еще одно преимущество фарммаркетов: "Закрытая форма торговли не предполагает спонтанных покупок из-за небольшого ассортимента товаров, а большие площади фарммаркетов дают возможность для проведения промоакций производителей, что обеспечивает сетям значительные маркетинговые бюджеты. В результате наша выручка выше, чем у классических аптек, на 40%".
Дмитрий Краснов из "Итека" говорит, что есть примеры того, когда аптека закрытого формата была перепрофилирована в фарммаркет: "В результате оборот точки вырос на 30-35%".
Впрочем, некоторые фармритейлеры пока не спешат переходить на новый формат.
Так, сеть Natur Produkt пока открывает только традиционные аптеки. "С точки зрения доходности закрытый формат пока лучше",- считает гендиректор компании "Natur Produkt ритейл" Алексей Батулин. По его словам, аптеки долгое время пользовались из-за социальной составляющей бизнеса льготными арендными ставками, однако в последние годы появляется тенденция ужесточения и повышения ставок. "В связи с этим важен такой показатель аптеки, как объем реализации с одного квадратного метра",- поясняет Батулин.
Он также отмечает, что главным преимуществом "закрытой" аптеки является возможность потребителя проконсультироваться у специалиста, получить совет у фармацевта. "В открытой форме такие консультанты не всегда успевают реагировать на всех посетителей торгового зала, кроме того, их содержание требует дополнительных затрат",- подчеркивает он. Помимо этого, в отличие от фарммаркетов, классическим аптекам не надо серьезно тратиться на охрану товара, так как он не находится в свободном доступе.
В будущем закрытая форма торговли выйдет из коммерческого сектора, уверен гендиректор сети "О3" Михаил Левин: "С запуском мощной госпрограммы ДЛО аптеки закрытого формата постепенно перерождаются в пункт безналичного отпуска лекарств. С развитием государственных программ именно в эту нишу будут входить аптеки закрытого формата". По его словам, для фарммаркетов такое развитие событий невозможно, ведь они уже сейчас реализуют существенную часть нелекарственного ассортимента. "Постепенно все рецептурные лекарства уйдут с полок коммерческих аптек, а фарммаркеты будут специализироваться на продаже парафармацевтики и безрецептурных лекарств",- уверен Левин. По его словам, уже сейчас в сети "О3" 35% оборота делают продажи парафармацевтики, а уже к концу года, по его прогнозам, эта цифра достигнет 45%.

Деловая газета "Бизнес"