22.02.2006

Косточковая интервенция. Январские морозы сгубили до 30% озимых



Михаил Краснов

Январские морозы сгубили до 30% озимых, ущерб от гибели урожая косточковых и виноградников составит более 2 млрд рублей, – утверждает глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Владимир Путин приказал компенсировать потери и сдержать инфляцию за счет массированных закупок среднеазиатских овощей.

В понедельник министр сельского хозяйства Алексей Гордеев доложил президенту о текущем положении в сельском хозяйстве. Картина, со слов министра, складывается апокалиптическая: сильные морозы стали причиной гибели до 30% от посевных площадей озимых, то есть примерно 3,5–4 млн га. Гибель садов и виноградников составит примерно 10%. «Таких негативных последствий не было 28 лет. В последний раз страна сталкивалась со столь масштабной гибелью виноградников и садов в 1978–1979 годах», – отметил всю серьезность проблемы министр.

И добавил, что только ущерб от гибели виноградников и урожая косточковых (слив, абрикосов и ягод) составит более 2 млрд рублей. Все результаты, по словам Гордеева, носят предварительный характер, и точные данные будут предоставлены 15 марта. Но потери «можно будет восполнить, если правильно провести предстоящую посевную (яровых)», – заключил министр. «Вынесем вопрос об организации посевной на заседание правительства в марте», – пообещал он.

«Ситуация сложная, озимые имеют большую урожайность, чем яровые культуры, и поэтому придется засевать больше площадей, – сомневается в том, что Гордееву удастся сдержать обещание генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – Маловероятно, что яровыми можно будет компенсировать потери озимых, так как яровые требуют в 2–2,5 раза больше площади».

Ужасы сельского хозяйства глубоко затронули Владимира Путина. Президент потребовал не допустить на рынке дефицита сельхозпродукции и, как следствие, – роста цен на нее и увеличения инфляции. Ведь именно сезонное снижение цен на овощи и фрукты является основной причиной сдерживание инфляции уже который год подряд. По данным Центробанка, «овощной» вклад в сдерживание инфляции составляет примерно полпроцента в месяц.

«Граждане не должны почувствовать никаких проблем, связанных с удорожанием сельхозпродукции», – напомнил президент Гордееву. Правительству, по его словам, следует «подумать, как эффективно заполнить рынок качественной и дешевой продукцией, если мы столкнемся с потерями в сельском хозяйстве».

Одно из возможных решений проблемы нехватки зерновых Владимир Путин озвучил. «Это легко можно будет сделать за счет расширения контактов с производителями в странах СНГ, прежде всего в Средней Азии», – заявил президент.

Алексей Гордеев не стал возражать. Да и возражать было нечего. «Закупки казахского зерна действительно могут помочь делу», – подтверждает исполнительный директор Совэкона Андрей Сизов. «Но в России и на Украине ожидается снижение валовых сборов зерна, что скажется на мировых ценах, – возражает Елена Тюрина. – Ввиду того, что Казахстан интегрирован в мировой рынок зерновых, он будет торговать зерном по рыночной цене. Покупками казахского зерна удастся снизить потери в том случае, если будут достигнуты договоренности о дисконте», – отмечает эксперт.

Еще одной мерой, способной приостановить рост цен на сельхозпродукцию, может стать использование средств товарного фонда, – напоминают эксперты. «Ранее Гордеев заявлял, что в конце апреля Минсельхоз готов подумать о товарной интервенции. Объем зерна в товарном фонде, сформированный из интервенций, составляет 1,65 млн тонн зерна. Продажа зерна из фонда может вполне ощутимо снизить темпы роста цен», – говорит Андрей Сизов.

Эксперты предрекают рост цен на зерновые культуры. «Рынок и без заявлений главы Минсельхоза отреагировал на ожидаемую гибель озимых, – говорит Андрей Сизов. – Так, продовольственная пшеница 3-го разряда в начале января стоила 3150 рублей за тонну, а в середине февраля – 3650 рублей за тонну, рост составил 16%, а пшеница 4-го класса – основная экспортная позиция – выросла почти на 20%, с 2875 рублей за тонну до 3425 рублей за тонну». «Предварительный прогноз делать не стоит, не нужно пугать рынок. Но могу сказать, что нами ожидается рост цен на зерновые культуры», – соглашается Елена Тюрина.

Газета.RU