21.02.2006
Патэрсон

"Патэрсон" идет на заправку, Сеть супермаркетов "Патэрсон" готовит новый амбициозный проект



ПЕТР МИРОНЕНКО
АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Как стало известно "Бизнесу", сеть ведет переговоры с ЛУКОЙЛом и "Татнефтью" о размещении своих магазинов на их АЗС. Для этого "Патэрсон" разработает новый для себя формат небольшой торговой точки. Эксперты напоминают о неудачном проекте "Копейки" с ЮКОСом, однако не исключают, что проект "Патэрсона" может стать успешным.
О том, что "Патэрсон" готовит проект сети супермаркетов на АЗС, "Бизнесу" сообщила PRдиректор Надежда Сенюк. По ее словам, проект начал готовиться еще в прошлом году, и переговоры о сотрудничестве велись сразу с шестью крупными нефтяными компаниями, владеющими сетями АЗС. "Впрочем, на данный момент их количество сократилось до трех",- говорит Сенюк. Однако, по ее словам, на первом этапе магазины будут открываться в Москве, Петербурге и Киеве.
Для этого проекта "Патэрсон" разработал специальный формат небольшого магазина площадью 150-200 м с ассортиментом 4 тыс. наименований (обычный "Патэрсон" - супермаркет в 1-1,5 тыс. кв. м и ассортиментом в 10-20 тыс. наименований).
Названия потенциальных партнеров "Патэрсона" Сенюк назвать отказалась: детали проекта собираются обнародовать через месяц. Впрочем, по данным источника "Бизнеса" в одной из компаний, которая вела переговоры с "Патэрсоном", сеть близка к договоренности с двумя компаниями - ЛУКОЙЛом и "Татнефтью". Первой принадлежит около 1600 АЗС в России, второй на конец 2005 года принадлежало 553.
В ЛУКОЙЛе комментировать переговоры с "Патэрсоном" не стали, однако отметили, что новый стандарт АЗС компании предполагает обязательную возможность размещения магазина. Сейчас ЛУКОЙЛ своими магазинами управляет сам. С пресс-службой "Татнефти" вчера связаться не удалось.
В случае успеха проект "Патэрсона" станет первым удачным случаем сотрудничества крупного ритейлера с сетью АЗС. Единственный пока удачный проект сети магазинов на заправках BP Connect был реализован не совсем профильным инвестором - девелопером Шалвой Чигиринским, у чьей компании "СТ девелопмент" нет собственной розничной сети. А самым громким за последние годы стал проект 2002 года по созданию сети магазинов "Копейка" на заправках ЮКОСа, который тогда владел сетью. Впрочем, проект не пошел из-за разногласий между менеджерами ЮКОСа и "Копейки". Его провал стал одной из главных причин продажи "Копейки" "Уралсибу".
"Нефтяники считали, что заправки и магазины на них должны быть отдельными бизнес-единицами, а мы настаивали на том, что в таком случае проект провалится",- вспоминает гендиректор "Копейки" Сергей Ломакин. Ломакин скептичен и по отношению к проекту "Патэрсона": "Заправки им не подойдут по формату". Директор по развитию группы компаний "Виктория" Игорь Николаев тоже считает, что формат 150-200 м "великоват" для заправки. Впрочем, магазин на АЗС он называет перспективной нишей: "Сейчас, когда конкуренция в традиционных форматах уже высока, пора задумываться и о таких",- говорит он. Сотрудничество с сетями АЗС дает ритейлеру возможность получить площадь и неплохие покупательские потоки, добавляет он.
Оптимистичны и поставщики: "Этот розничный сегмент нам интересен, потому что дает более высокие возможности для целевого общения с обеспеченным потребителем",- говорит управляющий по работе с ключевыми клиентами Philip Morris Михаил Ершов.

Деловая газета "Бизнес"