21.02.2006

"Совкомфлот" претендует на мировое господство



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ
ИРИНА РУСАНОВА

На базе государственного "Совкомфлота" может быть создана одна из крупнейших судоходных компаний мира.
Компания разработала стратегию своего развития, которая строится на поглощении конкурентов, и не собирается "зацикливаться на одном только "Новошипе"". Эксперты предполагают, что "Совкомфлот" может купить и зарубежные активы.
В минувшую субботу совет директоров ОАО "Современный коммерческий флот" одобрил стратегию развития до 2010 года.
Этот документ предполагает, в частности, новые корпоративные приобретения.
"Мы считаем, что компания может осуществить ряд крупных сделок по слиянию и поглощению и превратиться в одну из лидирующих компаний - вторую-третью в мире",- заявил ИАА SeaNews председатель совета директоров "Совкомфлота" Игорь Шувалов. Он не стал называть объекты "слияния и поглощения". В сентябре прошлого года Сергей Франк дал понять, что "Совкомфлот" не будет зацикливаться на одном только "Новошипе", поскольку в мире есть и другие компании.
Напомним, что именно под флагом планируемого объединения "Совкомфлота" и Новороссийского морского пароходства в ноябре прошлого года был отправлен в отставку президент последнего Тагир Измайлов, а на его место пришел менеджер из "Совкомфлота" Сергей Терехин.
"Слияние ("Совкомфлота" и "Новошипа".- "Бизнес") целесообразно и станет хорошим толчком для роста капитализации объединенной компании",- считает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Жуков. Директор по финансовому консалтингу компании BDO Unicon Наталья Одинцова не исключает, что "в этом году вернутся к рассмотрению возможности слияния этих двух компаний". В "Новошипе" же говорят, что переговоры о слиянии с "Совкомфлотом" сейчас пока не идут. Обе компании контролируются государством - "Совкомфлот" полностью ему принадлежит, а "Новошип" - наполовину (50,34% акций). Так что при наличии лояльного менеджмента и желании собственника объединить компании вряд ли что-то помешает прохождению корпоративных процедур.
Кроме "Новошипа" на российском рынке нет компаний, покупка которых была бы логична и очевидна. Среди имеющихся в России пароходств государство имеет 25,5% в Мурманском морском пароходстве (ММП). Но, как считает один из экспертов рынка фрахта, этого количества бумаг недостаточно для присоединения к "Совкомфлоту". Директор проектов ИАА SeaNews Алексей Безбородов считает, что ММП может быть интересно "Совкомфлоту" лишь через несколько лет, когда компания освоит линии Варандей-Мурманск. Поэтому логичнее всего, считает Безбородов, "Совкомфлоту" начать поглощения небольших иностранных судоходных компаний, в частности норвежских, датских и багамских. "Если "Совкомфлот" просто выйдет на рынок с некими свободными деньгами или с заявлением, что готов покупать компании, то он сразу же получит серьезное количество предложений",- уверен эксперт.
В "Совкомфлоте" скрывают, сколько денег компания готова потратить на корпоративные приобретения и в какой форме покупки будут присоединяться. "Большая компания может позволить себе приобретение более совершенных и крупных судов. А укрупнение приведет к снижению управленческих, маркетинговых, рыночных издержек",- считает Александр Жуков из "Метрополя". Наталья Одинцова из BDO отмечает, что крупная компания имеет возможность привлечения серьезного и более дешевого финансового ресурса. При этом выход на рынки заимствований также значится в стратегии развития "Совкомфлота" до 2010 года. Формы его также не разглашаются.

Деловая газета "Бизнес"