20.02.2006

Космическая одиссея-2006. Возможно, первые туристические космические корабли будут российскими



ДМИТРИЙ СМИРНОВ

Американская Space Adventures объявила, что намерена обзавестись флотом суборбитальных кораблей. Проект компания заказала у российского КБ имени В. М. Мясищева.

Сам термин "космический турист" появился именно благодаря Space Adventures: эта фирма договаривалась с Роскосмосом о полетах Денниса Тито, Грегори Олсена и Марка Шаттлворта на МКС. Каждому из них полет обошелся в $20 млн. Теперь Space Adventures намерена создать более демократичный вид космического туризма - суборбитальные полеты, при которых ракетоплан взлетает на высоту около 100 км, а затем планирует вниз и совершает посадку. Такой полет, по предварительным оценкам, будет обходиться уж в $100-200 тыс. Соинвестором проекта вызвалась быть инвестиционная компания Prodea.

Проект аппарата для суборбитальных полетов Space Adventures заказала у российского КБ им. В. М. Мясищева (входит в состав НПО "Молния"). Как рассказал "Бизнесу" генеральный конструктор КБ Валерий Новиков, модель суборбитального модуля была представлена на недавней выставке в Японии, где и вызвала повышенный интерес. Правда, конкурентов у российско-американского альянса хватает.

Пальму первенства оспаривает британская Virgin Galactic, которая совместно с Mojave Aerospace Ventures и Scaled Composites создает свой флот кораблей на базе SpaceShipOne, запуски которых могут начаться в начале 2009 года.

Амбициозные планы также строят американская компания Rocketplane Ltd, американо-канадское предприятие PlanetSpace и компания XCOR Aerospace, собирающиеся начать коммерческие полеты в 2007 году.

"Стоить один корабль может около $30 млн,- оценивает начальник аналитического отдела "PRADO банкир и консультант" Дмитрий Баранов.- Такой "аттракцион" в России вряд ли будет востребован по причине дороговизны".

Пресс-секретарь главы Роскосмоса Вячеслав Давиденко подтвердил "Бизнесу", что пока строительство площадок для запусков в России не обсуждалось. "Вероятные площадки могут быть в Арабских Эмиратах или Сингапуре из-за близости к экватору,- пояснил Давиденко.- В этом случае можно значительно минимизировать расход топлива, который понадобится для вывода аппарата на орбиту". В пятницу ряд иностранных информационных агентств распространили информацию, что местом для строительства первого в мире туристического космодрома выбран Сингапур.

Вместе с тем, по словам Валерия Новикова, авиационно-космическая система для туризма M-55.C-XXI (на базе самолета "Геофизика"), способная вместить пилота и двух пассажиров, практически готова. Дело за малым: найти инвестора, сконструировать аппарат и провести испытания. Однако Дмитрий Баранов скептически замечает, что, учитывая сложность задачи и необходимость комплексных испытаний, на строительство одного такого корабля в России может уйти от четырех до семи лет.

И если в КБ имени Мясищева не поторопятся, контракт может "уплыть" за океан, а российская разработка займет свое место рядом с "Бураном" в ЦПКиО имени Горького

Деловая газета "Бизнес"