20.02.2006

Чисто английская аптека. Alliance UniChem объявил о покупке российского дистрибутора лекарств "Аптека-холдинг"



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Британский фармацевтический холдинг Alliance UniChem объявил о покупке российского дистрибутора лекарств "Аптека-холдинг". Сделка стала прецедентной для фармрынка: до сих пор транснациональные профильные инвесторы покупали лишь производственные мощности.
Эксперты считают, что выход на российский рынок Alliance UniChem не ограничится покупкой дистрибуторской компании. Они прогнозируют новые приобретения, уже в розничном секторе, напоминая о том, что Alliance UniChem сейчас находится в процессе слияния с британской сетью аптек Boots.
В минувшую пятницу фармхолдинг Alliance UniChem объявил о выходе на российский рынок, купив 96% акций дистрибуторской компании "Аптека-холдинг" (АХ), ранее принадлежавшей американскому инвестфонду Carlyle Group. Сумма сделки составила около 18 млн фунтов ($31,3 млн). В нее включены непогашенные долговые обязательства АХ в размере приблизительно $17 млн. Сделка должна быть закрыта в конце марта 2006 года.
Акции компании были куплены у структур Carlyle Group с опционом на выкуп еще 4% в ближайшие три-шесть лет.
"Эта сделка вписывается в стратегию холдинга присутствовать на всех важных и новых рынках",- заявил исполнительный директор Alliance UniChem Айан Микинс.
Коммерческий директор АХ Вера Перминова подтвердила факт сделки. "У Alliance UniChem большой опыт по выходу на новые рынки, они представлены в 12 странах, и в каждой компания серьезно инвестировала в развитие",- радуется Перминова. Напомним, прежний собственник АХ, инвестфонд Carlyle, свернул свой бизнес в России в мае прошлого года.
До нынешнего момента европейские фармацевтические инвесторы не проявляли активный интерес к дистрибуторскому бизнесу в России. Лишь финская компания Tamro владеет миноритарным пакетом дистрибуторской компании "Роста", а венгерскому производителю Richter Gedeon принадлежит 4% акций российского ЦВ "Протек". Президент "Росты" Давид Паникашвили считает, что имя иностранного акционера помогает налаживать отношения с западными производителями: "Это гарантия низких рисков и хорошие финансовые условия. Впрочем, особого преимущества для АХ в этом нет, ведь у компании и так доверительные отношения с производителями". Гендиректор DSM Group Александр Кузин видит в смене владельца АХ возможностьулучшения кредитных условий от поставщиков: "До сделки суммы кредитов АХ были в несколько раз меньше, чем у лидеров отрасли: ЦВ "Протек" и "СИА Интернейшнл"",- поясняет Кузин.
Руководитель департамента регионального развития "СИА Интернейшнл" Максим Якушкин считает действия Alliance логичными: "Страны Западной Европы поделены между лидерами Celesio и Phoenix, так что Восточная Европа сейчас наиболее привлекательна для развития". По его словам, Россия может стать отправной точкой и для экспансии в СНГ.
Цену сделки эксперты также называют удачной для Alliance.
"При заявленном обороте АХ в $200 млн сделка была очень выгодна",- считает аналитик Альфа-банка Светлана Суханова.
Alliance UniChem - холдинг, сочетающий в своей структуре как дистрибуторские, так и розничные активы. По мнению Сухановой, Alliance, проходящий процедуру слияния с британским розничным холдингом Boots Healthcare, не остановится на покупке дистрибуторских подразделений и пойдет в ритейл. Как сообщили "Бизнесу" в Alliance UniChem, пока компания только анализирует структуру российского розничного рынка, в ее ближайших планах- работа над развитием оптового подразделения. "Однако мы заинтересованы в поиске новых партнеров",- заявили в Alliance.
Вера Перминова также полагает, что следующим шагом Alliance будет выход в розничный сектор (пока у АХ всего два-три розничных пункта).
Инвестиции в розницу вписываются в стратегию Alliance при выходе на новые рынки: в четырех из 12 регионов, где присутствует Alliance, он владеет аптечными сетями. Причем в каждом случае покупка сетей следовала за покупкой дистрибуторов. Так, купив в 1998 году итальянского дистрибутора Galenitalia, уже в следующем году Alliance присоединил к ней розничную сеть A.M.F.A. Spa.
Эксперты уверены, что входить на розничный рынок Alliance будет за счет покупки действующих операторов. "Создавать новые аптеки в России невыгодно - у нас на одну аптеку приходится 3,2 тыс. человек, этот показатель равен европейским",- говорит Александр Кузин. С ним соглашается Светлана Суханова: "На построение сети потребуется время, а у Alliance есть возможность купить действующий бизнес". Кузин добавляет, что после слияния с Boots в Alliance может войти российская "36,6", с которой англичане давно сотрудничают.
Так, "36,6" - эксклюзивный дилер косметики под брэндами Boots. "Если у нас появится достойный конкурент на российском рынке, это только к лучшему",- считает директор по корпоративным финансам "36,6" Андрей Сливченко, отмечая, что, если сеть получит предложение от Alliance, в "36,6" готовы его рассматривать.

Деловая газета "Бизнес"