20.02.2006

Chevrolet может потерять Niva



АЛАН ХУРУМОВ

Сегодня на внеочередном совете директоров СП GM-АвтоВАЗ может решиться судьба актива, вокруг которого в последнее время шло столько споров. По словам знакомых с ситуацией источников, АвтоВАЗ будет настаивать на выкупе доли General Motors. Учитывая шансы автогиганта на получение огромного, до $5 млрд, транша от государства, сделать это будет несложно. Между тем дилеры GM-АвтоВАЗ признались, что Chevrolet Niva исчезли из продажи сразу после того, как в прессу просочилась информация о временной приостановке производства.
Как стало известно "Бизнесу", сегодня должно состояться внеочередное заседание совета директоров СП GM-АвтоВАЗ, где будет решаться дальнейшая судьба предприятия. Напомним, новое руководство АвтоВАЗа, пришедшее на предприятие в декабре прошлого года, неоднократно выражало недовольство рентабельностью СП.
Президент-генеральный директор завода Игорь Есиповский возмущался, что поставки машинокомплектов СП осуществляются с отрицательной рентабельностью 15,9%. По подсчетам знакомого с ситуацией эксперта, на каждом поставленном СП машинокомплекте АвтоВАЗ теряет около $700, а за весь 2005 год потери автогиганта от СП составили более $40 млн. Как писал "Бизнес" 17 февраля, 9 февраля конфликт между АвтоВАЗом и его партнером по СП, корпорацией General Motors, перерос в остановку производства.
Знакомый с ситуацией источник сообщил "Бизнесу", что наиболее вероятный сценарий развития событий: предложение АвтоВАЗа американцам продать их долю в СП. "АвтоВАЗ хочет получить "Ниву" обратно. В понедельник на заседании совета директоров это будет обнародовано",- предположил источник.
ВАЗ-2123 - так называлась эта машина до превращения в Chevrolet Niva - изначально разрабатывалась как новая версия традиционного российского внедорожника "Нива". Летом 2001 года было создано СП GM-АвтоВАЗ, где две стороны имели равные доли (41,5%), еще 17% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития. Предприятие проектировалось под мощность 102 тыс. автомобилей в год, однако так и не достигло ее.
Еще в середине прошлой недели дилеры не придавали особого значения остановке конвейера GM-АвтоВАЗ. "Действительно у нас оставалось несколько десятков автомобилей. Но за пятницу их все скупили корпоративные клиенты, сейчас склад пуст",- говорит начальник отдела продаж Chevrolet компании Genser Дмитрий Митрофанов.
Как отмечает источник "Бизнеса" на автомобильном рынке, корпоративными клиентами могли оказаться владельцы неофициальных автосалонов, которые продают "Лады" и Chevrolet Niva. Официальные дилеры эту информацию не подтверждают. Впрочем, если Chevrolet Niva действительно отойдет АвтоВАЗу, продавать ее будут вазовские дилеры. Сейчас в Москве автомобилями Chevrolet Niva торгуют дилеры GM, хотя в регионах ситуация обратная. По словам представителя "Автоимпорта" Олеси Деменковой, если компания лишится права продавать Chevrolet Niva, потери салона будут ощутимы. А вот Дмитрий Митрофанов убежден, что Genser компенсирует потери за счет продаж автомобилей других марок, в том числе Chevrolet корейского и американского происхождения.
Эксперт ИК "Центринвест" Геннадий Суханов оценивает долю General Motors в СП в $250 млн. Он предполагает, что АвтоВАЗ может предложить GM за этот актив $300-500 млн.

Деловая газета "Бизнес"