20.02.2006

Мобильнее в рассрочку. Потребительское кредитование изменило расстановку сил на рынке розничной продажи сотовых телефонов



АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА
ПЕТР МИРОНЕНКО


В 2005 году каждый шестой мобильник был куплен в кредит: это в три раза больше, чем в 2004 году. Участники рынка уверяют, что именно кредиты повысили среднюю розничную цену на телефон с $136 до $167.
По версии информационноаналитического агентства "Сотовик" доля розничных продаж сотовых телефонов по программам потребительского кредитования в 2005 году достигла 17%. По сравнению с 2004 годом доля таких покупок увеличилась в 2,8 раза. Данные аналитиков согласуются с цифрами крупнейшего сотового ритейлера. "Евросеть" провела свое исследование рынка и пришла к выводу, что в 2005 году в кредит было куплено около 5 млн телефонов на сумму $1,1 млрд. Это составляет 5,5% от всего рынка потребительского кредитования в России.
Генеральный директор сети "Цифроград" Владимир Пляко подтверждает, что цифры недалеки от истины. "Точных данных нет, но по ощущениям продажи телефонов в кредит за прошлый год возросли в 2-2,5 раза",- считает Пляко.
Он добавляет, что скепсис банков и страховщиков в отношении кредитов прошел: "Всем понятно, что рынок очень и очень интересный, потенциал роста все еще высок".
"Основной сдерживающий фактор для роста доли кредитных покупок - высокая ставка потребительского кредитования",- говорит аналитик "Сотовика" Антон Кузнецов.
По его данным, эффективная ставка таких кредитов в большинстве случаев превышает 28% годовых, иногда приближаясь к 55-60%. В результате стоимость покупки телефона возрастает на 20-30%. С момента появления модели на прилавках ее цена ежемесячно снижается приблизительно на 3%. С учетом этой особенности сотового ритейла на момент погашения цена на конкретную модель может упасть на 15-20%. Получается, что покупатель переплачивает еще и за телефон, кроме погашения процентов по кредиту.
Но, судя по статистике, потребителей такая прибавка не смущает. Аналитики прогнозируют дальнейший рост популярности кредитования покупок телефонов. "Без агрессивного снижения кредитных ставок в 2006 году доля телефонов, проданных в рассрочку, достигнет 28%",- уверен Кузнецов. Он допускает,что при снижении ставки эта цифра будет еще выше - около 31%. Более долгосрочный прогноз предсказывает: к 2008 году доля мобильников, проданных в кредит, приблизится к 49%.
Наибольшую выгоду от потребительского кредитования получают продавцы телефонов. "В первые месяцы запуска этой услуги в магазине средняя цена проданных аппаратов резко возрастает, объем продаж увеличивается в среднем на 20%",- констатирует генеральный директор "Беталинка" Валерия Солок. В ее сети в рассрочку продается около 40% телефонов. Причем в регионах кредитом пользуются охотнее, чем в столице.
Производителям активность банков тоже на руку. Генеральный директор Haier Mobile Russia Кристина Арутюнян утверждает, что сейчас около 20% телефонов Haier покупают в кредит. "Конечно, эта цифра ниже, чем в развитых зарубежных странах. Но к концу 2006-го, по нашим оценкам, она может составить 30-40%.
И рост будет продолжаться",- говорит она.
По мнению вице-президента по маркетингу "Евросети" Владимира Богданова, в прошлом году продажи телефонов в кредит по всему рынку выросли с 8-10% суммарного оборота до 25%. В самой "Евросети" эта цифра на конец года составила 35% продаж в денежном выражении. "Впрочем, надо учитывать, что средняя цена телефона, покупаемого в кредит, была выше средней на $70 по стране и на $115 по Москве",- отмечает Богданов. По его прогнозам, к концу следующего года доля продаж в кредит в общем обороте рынке составит 40%.
Разница в цене телефонов, за которые рассчитались наличными, и проданных в кредит, по версии "Сотовика" составила 41%. "Неудивительно: в кредит можно купить телефон и подороже",- соглашается аналитик J'son & Partners Сергей Савин. По его данным, в минувшем году средняя цена проданного телефона выросла со $136 до $167.
"Здесь кредиты сыграли решающую роль, хотя сказался и августовский кризис",- констатирует Савин. Аналитик IDC Russia Наталья Короткова подтверждает, что рост средней цены на мобильник связан именно с кредитованием потребителей: "Мы проводили исследование рынка бытовой техники и выяснили очень интересную вещь: с учетом инфляции за год доходы населения почти не выросли, зато уровень потребления увеличился в несколько раз". Она не берется объяснить этот факт чем-нибудь, кроме кредитов.
"Без сомнения, кредитование стимулирует рынок, но у него, кроме положительной, есть и оборотная сторона",- утверждает аналитик IDC. По словам Коротковой, на мировом сотовом рынке используется другая схема кредитования: субсидирование, когда оператор, заключая долгосрочное соглашение с абонентом, бесплатно выдает ему мобильный телефон. "Такая схема помогает и операторскому бизнесу, а не только розничным продавцам",- уверена Короткова. Но наши сотовые операторы пока не спешат использовать такую схему: тарифы, предполагающие продажу контрактов вместе с аппаратами, можно пересчитать по пальцам.

Деловая газета "Бизнес"