17.02.2006

Блокадный Chevrolet. Конфликт между новым руководством крупнейшего российского автозавода и корпорацией General Motors перерос в реальную остановку производства



АЛАН ХУРУМОВ, РОМАН ГУЛЯЕВ

Конфликт между новым руководством крупнейшего российского автозавода и его партнером по совместному предприятию - корпорацией General Motors, перерос в реальную остановку производства. Как стало известно "Бизнесу", конвейер совместного предприятия GM-АвтоВАЗ уже неделю простаивает. Производство внедорожника Chevrolet Niva приостановлено в связи с недопоставками комплектующих с АвтоВАЗа. Источники утверждают, что руководство российского завода будет стоять до конца: поставки не будут возобновлены, пока GM-АвтоВАЗ не пересмотрит условия действующего соглашения в пользу российской стороны.

Как сообщили "Бизнесу" сразу несколько источников на автомобильном рынке, совместное предприятие (СП) GM-АвтоВАЗ приостановило выпуск автомобилей Chevrolet Niva.

В пресс-службе СП эту информацию подтвердили, отметив, что с 9 февраля работа сборочного конвейера предприятия была остановлена в связи с недопоставками комплектующих. "Остальные подразделения работают в обычном режиме",- говорят в СП, подчеркивая, что во время вынужденного перерыва рабочие заняты специализированными тренингами, проходят профобучение, а также находятся в отпусках. В пресс-службе не уточнили, когда должна возобновиться работа конвейера, а также какие комплектующие не поставляются на него. Один из источников "Бизнеса" отметил, что конвейер замер изза недопоставки двигателей с АвтоВАЗа. В пресс-службе завода от комментариев по этому поводу отказались.

Как уже писал "Бизнес", пришедшее на предприятие в декабре прошлого года новое руководство сразу высказало недовольство рентабельностью СП. Президент - генеральный директор завода Игорь Есиповский отмечал, что поставки машинокомплектов СП осуществляются с отрицательной рентабельностью в 15,9%. По подсчетам знакомого с ситуацией эксперта, на каждом поставленном СП машинокомплекте АвтоВАЗ теряет около $700, а за весь 2004 год потери автогиганта от СП составили более $40 млн (см. "Бизнес" №26 от 15 февраля).

Знакомый с ситуацией источник "Бизнеса" утверждает, что АвтоВАЗ будет настаивать на изменениях условий соглашения с СП, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Конфликт, по словам источника, зашелтак далеко, что АвтоВАЗ обещает "держать СП на голодном пайке" до тех пор, пока его предложения не будут приняты. "Ситуация может разрешиться как в течение нескольких дней, так и через месяц или даже два",- отметил он. Напомним, что в начале февраля Игорь Есиповский заявлял, что ситуация с СП должна разрешиться в течение месяца. Большинство дилеров GM АвтоВАЗ пока не заметило потерь от недельного простоя.

"Отгрузки идут. В частности, вчера пришла партия автомобилей",- говорит руководитель отдела продаж Chevrolet автосалона Genser Дмитрий Митрофанов. По его словам, даже если остановка конвейера затянется, салон не останется внакладе. "У нас приличный запас этих машин. Кроме того, мы - мультибрэндовый дилер и можем переориентировать покупателей на другие марки",- отметил Митрофанов. В дилерской компании "Автоимпорт" заявили, что на складах салона осталось мало машин 2005 года выпуска, а новых поставок в ближайшее время не ожидается. Дилеры не информированы, насколько может затянуться остановка конвейера.

"Обычно при создании СП четко оговариваются цены на комплектующие и механизмы их повышения",- недоумевает аналитик ИК "Тройка Диалог" Гайрат Салимов. По его словам в интересах АвтоВАЗа и GM как можно скорее пойти на мировую и прийти к взаимовыгодному соглашению. Игорь Есиповский ранее заявлял, что новая команда планирует "ликвидировать перекосы во взаимоотношениях с партнерами". Источник "Бизнеса" утверждает, что речь о сворачивании деятельности СП или выходе из него одного из участников не идет- стороны рассчитывают достигнуть компромисса в процессе переговоров.

"Если же нового соглашения не будет, то у каждого из участников СП возникнут проблемы в будущем, если они захотят завести новых партнеров",- считает Гайрат Салимов.

Деловая газета "Бизнес"