16.02.2006

Рынок кофеен сократится до двух участников. Малые сети обречены



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Более 95% всех сетевых кофеен, появившихся в Москве в 2005 году, были открыты всего двумя компаниями- сетями "Кофе хауз" и "Шоколадница". Эксперты прогнозируют, что через два-три года эти компании останутся единственными сетевыми операторами на столичном рынке.
Никто из существующих сетей приблизиться к лидерам по числу точек уже не сможет.
Им аналитики предрекают либо скорое перепрофилирование, либо продажу.
Для обеих компаний 2005 год был рекордным по темпам роста: "Кофе хауз" открыл 33 новых точки (рост составил около 60%), "Шоколадница" - 20 (рост 100%). Ни по темпам роста, ни по количеству заведений (см. таблицу) обе компании совершенно не вписываются в общую картину рынка, переживающего стагнацию.
По оценкам аналитика ИК "Финам" Владислава Кочеткова, за 2003-2005 годы в Москве закрылось не менее 60% одиночных кофеен, появившихся на волне "кофейного" бума начала 2000-х. Небольших сетей, управляющих 3-10 кофейнями (Coffee Bean, "Кофе Тун", Montana Coffee, "Кофемания" и других), эта тенденция не коснулась. Однако и у этих операторов дела обстоят не блестяще: у многих из них количество объектов остается неизменным уже несколько лет.
Аренда съедает до половины оборота
Основным препятствием для роста небольшие операторы называют высокую цену недвижимости. "Несколько лет назад казалось, что открывать кофейни - это очень выгодный бизнес. Но из-за постоянно растущих ставок аренды он становится все менее интересным. В Москве на арендные платежи может приходиться до 50% оборота кофейни, тогда как в других странах- 12-15%",- говорит президент компании Montana Сoffee Александр Малчик.
"Какие-то площадки в центре крупные сети берут исключительно под имиджевые проекты: при существующих ставках такие кофейни прибыльными не станут. Но "Кофе хауз" и "Шоколадница" могут себе это позволить, имея прибыльные точки в других районах и большие ресурсы, а мелкие операторы - нет",- отмечает владелец сети Coffee Bean Джерри Рудитсер. По словам управляющего директора "Шоколадницы" Владислава Лавицкого, ставки аренды для кофеен составляют от $600 за квадратный метр в год (в торгцентре) до $1,7 тыс. за квадратный метр на центральных улицах.
Малые сети обречены
Большого оптимизма относительно будущего мелких сетей сами участники рынка не питают. "Большого количества сетевых кофеен быть не может,- уверен Малчик из Montana Сoffee.- В США выживают либо только локальные семейные кофейни, либо большие сети. Те, у кого два-три заведения, не задерживаются на рынке. ВМоскве пока нет других компаний, которые могли бы инвестировать в этот бизнес такие инвестиции, чтобы можно было конкурировать с "Кофе хаузом" и "Шоколадницей". Разве что Starbucks в перспективе". Владельцы небольших сетей диверсифицируют бизнес. По словам Малчика, более 50% оборота его компании приходится на продажу кофе; Джерри Рудитсер сообщил, что развивает сеть фаст-фудов в торговых комплексах "Мега" в регионах.
Эксперты прогнозируют, что число операторов будет сокращаться и через несколько лет на рынке останутся только две компании. "Останутся только самые большие и активные игроки,- считает Владислав Кочетков из "Финама".- Небольшим сетям оставаться в этой компании нет смысла. Им нужно либо становиться нишевыми (например, уйти в более высокий по цене и качеству сегмент) либо изменить профиль. Так они не будут конкурировать с кофейными лидерами, которым априори по ценам и известности марки проиграют. Либо нужно продавать свой бизнес и вкладываться в более перспективные направления. Например, в недвижимость". С ним соглашается начальник отдела готовых исследований компании Step by step Ольга Бросалова: "Интерес к рынку все равно сохраняется: к нам желающие открыть свой кофейный бизнес обращаются постоянно, и их больше, чем желающих открыть элитный ресторан. Тем не менее рынок активно концентрируется. Появления нового сильного оператора вряд ли стоит ждать. В 2004 году питерская "Идеальная чашка" собиралась открыть пять кофеен в центре Москвы. Чем закончилась попытка известно: точки открылись в торгцентрах за МКАД. Отсутствие свободных площадок и дороговизна имеющихся - главная проблема для сетей. Решить ее могут только большие московские сети с брэндом, связями и финансовыми ресурсами".

Деловая газета "Бизнес"