16.02.2006

Natur Produkt получил стратегию и деньги. Фонд прямых инвестиций "Ренова капитал" определился со стратегией ее развития



АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК
НИКОЛАЙ ДИЦМАН

Фонд прямых инвестиций "Ренова капитал", ставший в конце 2004 года владельцем 40% акций компании Natur Produkt, определился со стратегией ее развития.
Как стало известно "Бизнесу", в 2006 году в компанию будет вложено $40 млн, из них половина пойдет на развитие аптечной сети. Эксперты, впрочем, сомневаются, что даже с учетом этих инвестиций Natur Produkt сможет на равных конкурировать с сетью "36,6".
"Фармацевтический сектор интересен инвесторам. Афармритейл - один из наименее консолидированных сегментов розницы. Наша стратегия в том, чтобы дать Natur Produkt ресурсы для мощного рывка, а потом вывести на биржу",- сообщил "Бизнесу" директор "Реновы капитал" Дмитрий Левонян. В 2006 году $20 млн будет инвестировано в развитие розничной сети Natur Produkt (к существующим примерно 200 точкам добавятся еще 100), $20 млн - в производственное подразделение.
"Мы планируем выйти в новые сегменты рынка - функционального питания и напитков, обогащенных активными минералами. Причем продвигать их будем не только в аптеках, но и в продовольственной рознице",- уточняет Левонян. По его словам, компания Natur Produkt уже начала продавать свою продукцию в Скандинавии, а в течение двух лет планирует "серьезно заняться Центральной и Западной Европой".
В целом, отметил Левонян, акционеры поставили перед менеджментом сети задачу войти в тройку крупнейших игроков на аптечном рынке страны. При этом, как обращает внимание член совета директоров Natur Produkt Holdings Алексей Батулин, к выбору формата аптечной торговли компания будет подходить исключительно с точки зрения финансовой выгоды. "В целом по рынку затраты на создание и поддержание открытой формы торговли не всегда окупаются",- считает он. Поэтому 15 низкорентабельных аптек компании решено закрыть.
Аналитик ЦМИ "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов считает, что заявленной суммы инвестиций будет достаточно для открытия 100 аптек и расширения производства. "Однако вряд ли кто-то сейчас сможет составить конкуренцию лидеру рынка- "36,6", даже потратив $150-200 млн. У него не только самая крупная сеть, но и "Верофарм", который входит в тройку крупнейших заводов России",- указывает эксперт. По его оценке, чтобы войти в число крупнейших сетей, Natur Produkt надо будет потратить еще $5-6 млн на маркетинг. "Natur Produkt придется серьезно поработать и над системой управления сетью: пока каждый регион управляется отдельно и менеджмент достаточно разобщен",- отмечает гендиректор DSM Group Александр Кузин.
Эксперты разошлись во мнениях относительно оправданности решения "Реновы" инвестировать и в розницу Natur Produkt, и в производство. В частности, Мелик-Гусейнов считает, что компании может не хватить управленческих ресурсов. "К тому же инвестиции в производство окупаются за пять лет, а в розницу - за год-полтора",- добавляет он. Тем не менее экспансию аптечных сетей в производство Мелик-Гусейнов считает тенденцией. "Производство уже есть у "Фармакора" и "Риглы". Это выгодно сетям: с 2008 года на программу ДЛО будет выделяться по $5 млрд в год, а это около 80% всего рынка. Причем государство активно лоббирует именно отечественных производителей лекарств.
Чтобы выжить в этих условиях, сетям просто необходимо вступать в ДЛО",- рассуждает он.

Деловая газета "Бизнес"