16.02.2006

Воздушный пожарный Европы. Авиакомпания UTair выходит на европейский рынок вертолетных работ



ИРИНА РУСАНОВА

В течение февраля планируется зарегистрировать дочернее предприятие, которое займется тушением пожаров в странах Евросоюза, а также техобслуживанием вертолетов марки "Миль".
В 2004 году UTair, крупнейший в мире эксплуатант вертолетов (около 180 машин), решил стать глобальной вертолетной компанией по типу Helicopters (Канада), Bristow Helicopters (Великобритания) или Offshore Logistics (США). Им принадлежит сеть дочерних компаний в тех странах, где они выполняют наибольший объем работ.
Такую же сеть начала формировать и UTair.
Изучая европейский рынок, UTair планировала купить действующего оператора.
Европа - это единое небо, поясняли в компании. Имея дочернюю компанию в любой из стран, можно практически без ограничений летать по всей Европе. Кроме того, UTair присматривалась и к авиаремонтным активам в Восточной Европе. На Московском авиакосмическом салоне (МАКС) в августе прошлого года компания начала переговоры о создании совместного предприятия по техобслуживанию и ремонту вертолетов марки "Миль" со словацким заводом Letecke Opravovne Trencin (LOT).
UTair даже не исключала своего участия в приватизации этого предприятия.
Тем не менее планы UTair изменились.
Как заявил вчера "Бизнесу" гендиректор UTair Андрей Мартиросов, компания решила развивать свой бизнес в Восточной Европе без участия местных партнеров.
На европейский рынок UTair выходит по отработанной уже на других странах схеме. Весной 2005 года зарегистрирована UTair South Africa в ЮАР, осенью того же года - UT Project Services в Индии. Обе компании занимаются техобслуживанием и ремонтом вертолетной техники "Миль", эксплуатируемой в этих странах, а также выполнением грузовых и пассажирских перевозок на собственных вертолетах.
По словам Андрея Мартиросова, аналогичная европейская "дочка" будет зарегистрирована в Словакии уже в феврале.
"Приватизация LOT отложена на неопределенный срок, поэтому мы не стали связывать свои европейские планы с этим заводом",- сообщил Мартиросов. Согласно бизнес-плану компании на 2006 год, "дочка" UTair должна начать выполнять вертолетные работы по пожаротушению уже в этом году сразу после получения временного сертификата эксплуатанта. Парк дочерней компании UTair на первомэтапе будет сформирован из двух вертолетов сертифицированного в Словакии типа Ми171 (экспортная версия Ми-8). Андрей Мартиросов не стал говорить о конкретных контрактах в Европе и планируемом обороте европейского предприятия. Ранее сообщалось, что по бизнес-плану выручка UTair должна вырасти в этом году 47% до 15 млрд руб. в том числе за счет увеличения на 25% экспорта вертолетных услуг.
В структуре выручки UTair доля поступлений от вертолетных работ составляет около 35-40%. При этом диверсификация бизнеса компании за счет увеличения вертолетной составляющей вполне логична: рентабельность вертолетных работ- около 20%, а пассажирских перевозок - около 5%. Европейский рынок техобслуживания и ремонта вертолетов также весьма перспективен, говорят в "Оборонпроме". По оценкам холдинга, в распоряжении гражданских авиакомпаний Восточной Европы может быть до сотни вертолетов Ми-8 и Ми-17. "В том регионе нет единого оператора по техобслуживанию и ремонту милевских вертолетов. Эти права распределены между множеством маленьких заводов",- отмечает собеседник "Бизнеса". У "Оборонпрома" есть планы по созданию сервисного центра в Словакии. При этом в холдинге склоняются к привлечению партнера для этого бизнеса. Им может стать UTair.

Деловая газета "Бизнес"