15.02.2006

Москва проглотит все. Москва стремительно превращается в один из крупнейших в мире центров гастрономической торговли



СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Вслед за глобальными гастрономическими сетями Fauchon и Hediard, открывшими свои бутики в Москве в 2004-2005 годах, в Россию устремились совсем небольшие операторы, кроме как у себя на родине больше нигде магазинов не имеющие.
Три года назад было принято считать, что ритейлеры, специализировавшиеся на элитных продуктах, безвозвратно остались в 1990-х. Расцвет отечественных гастрономических, многие из которых возникли на базе валютных магазинов "Березка", пришелся на начало 1990-х годов. Но из-за роста конкуренции и снижения рентабельности в 2003 году закрылся элитный магазин "Эльдорадо" на Большой Полянке, год спустя - магазин "Садко". В обеих компаниях закрытие магазинов объяснили тем, что их рентабельность (около 5-7%) не идет ни в какое сравнение с рентабельностью времен их расцвета.
"Торговая наценка тогда составляла от 80% до 200%, рентабельность- не менее 100%",- вспоминают участники рынка.
Западные брэнды вытянули сегмент
Однако сегменту потребовалось меньше года, чтобы снова начать расти. На этот раз возрождение рынка взяли на себя западные брэнды. В 2004 году открылся гастрономический бутик французской "гурманской" сети Fauchon, через год- магазин ее главного глобального конкурента сети Hediard. В начале этого года стало известно о выходе на рынок еще одного французского ритейлера- сети Petrossian, специализирующегося на торговле икрой.
Очередным гастрономическим ритейлером, заявившим о проекте в России, стала миланская компания Peck. Вчера представитель Peck Андреа Пикколи сообщил "Бизнесу" о том, что компания планирует открыть в магазин в 2007 году.
От других комментариев Пикколи отказался. Москва станет третьим городом в географии Peck: до этого компания управляла только бутиком в Милане и несколькими небольшими магазинами в Токио.
Дома, в Японии, в Москве
Заявление Peck весьма показательно для московского рынка gourmet shop. В США, Японии и большинстве стран Европы рынок давно структурирован: в крупнейших мегаполисах представлены магазины Fauchon и Hediard, во многих столицах есть локальные деликатесные бутики. В России же ситуация совершенно нетипичная. Кроме больших сетей сюда устремились компании, имеющие всего один-три магазина и практически нигде кроме как у себя на родине не представленные. Например, Peck до 1999 года работала только в Италии (позже открыла филиал в Японии).
Австрийская компании Julius Meinl, в конце 2005 года заявившая о том, что планирует открыть большой гастрономический магазин в Москве, управляет только одним бутиком в Вене. Даже компания Fortnum & Mason, которая планирует открыть в Москве в 2007 году бутик совместно со "Столичной торговой компанией", до 2002 года имела только один магазин в Лондоне (недавно открыла три в Японии).
Модный бутик вместо кондитерской
Такой интерес к России со стороны локальных компаний весьма поучителен. "Иностранцев показатели наших магазинов поражают,- говорит гендиректор проекта Fauchon Мария Черновалова.- Если в Париже Fauchon - это по большей части магазин-кондитерская со средним чеком $30, то в Москве - именно модный бутик, в котором не меньше 40% приходится на дорогой алкоголь и шоколад стоимостью 370 руб.
за 100 г. У нас несколько раз были покупки стоимостью более чем на 550 тыс. руб., а "свадебных" покупок на 2-3 у. е. бывает примерно четыре-пять в месяц. Во Франции такого нет".
Гендиректор "Столичной торговой компании" Андрей Яковлев продолжает: "Таким сетям Россия сейчас кажется новой Саудовской Аравией: за короткое время произошло резкое обогащение какой-то части населения. У быстро разбогатевших людей своеобразная психология. Им интересно искать и пробовать что-то новое и важно совершать покупки в "статусном" месте. Gourmet shop для них очень интересны". По его оценкам, в Москве не менее 300-500 тыс. потенциальных клиентов гастрономических бутиков (с доходом не меньше $5 тыс. на человека в месяц).
Суперпремиум- лидер роста
Участники рынка уверены, что приходом Meinl и Peck экспансия мелких европейских "гурманских" ритейлеров не ограничится. "В Москву сейчас стремятся многие гастрономические ритейлеры, видя здесь сформировавшийся спрос, подкрепленный финансовыми возможностями. В 2005 году на автомобильном рынке самый большой рост показали марки суперпремиум: Jaguar, Ferrari, Maseratti - 70-150% в зависимости от марки. Разумеется, для гастрономических магазинов рынок кажется весьма и весьма привлекательным",- говорит президент исследовательской компании Magram MR Марина Малыхина. С ней соглашается управляющий директор сети Fortnum & Mason Беверли Эспинал: "На наше решение идти в Россию повлиял именно потребительский бум".

Деловая газета "Бизнес"