13.02.2006

Самая дешевая дорога



АНТОН ПАВЛОВ, МАРГАРИТА ФЕДОРОВА, ИЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВ, АЛАН ХУРУМОВ

Частная автодорога, строительство которой может начаться в Подмосковье уже летом этого года, обойдется дешевле любой другой, построенной на государственные деньги. "Первая управляющая компания" передала Минтрансу проект строительства дублера загруженного Ярославского шоссе - частной автотрассы Москва-Переславль-Залесский протяженностью 130 км. Сумма инвестиций в проект сейчас оценивается в $405,5 млн. Впрочем, многие эксперты не верят, что дорога может стоить так дешево.

О планах строительства частной автотрассы "Бизнесу" рассказал генеральный директор "Первой управляющей компании" Александр Уланов. По его словам, платная автомагистраль соединит Москву и Переславль-Залесский и станет дублером Ярославского шоссе.

"Проект получил одобрение федеральных властей, и в настоящее время в Министерстве транспорта формируется рабочая группа для его рассмотрения. Как только все разрешения будут получены, начнется строительство",- рассказал Уланов. Ориентировочно, это может случиться уже летом текущего года.

Трасса протяженностью 130 км пойдет через Московскую, Владимирскую и Ярославскую области в обход промышленных центров и городов, связь с которыми будет осуществляться специальными подъездными путями. По словам Уланова, земля под строительство дороги будет предоставлена правительством по льготной арендной ставке, которая, правда, пока окончательно не утверждена. "А через 20 лет эксплуатации трасса отойдет в собственность государства",- уточнил Уланов. Общий объем инвестиций в проект составит $405,5 млн ($3,12 млн за 1 км), и к его реализации предполагается привлечь соинвесторов.

"Цена строительства автодорог варьируется от $1 млн до $10 млн за километр. Таким образом, учитывая заявленный объем инвестиций, трасса Москва-Переславль-Залесский - интересный недорогой проект",- считает эксперт компании "Центр Инвест" Михаил Ганелин. Некоторые эксперты, впрочем, считают уровень затрат нереальным. "$3 млн на один километр трассы явно мало, дорога обойдется инвесторам как минимум вдвое дороже",- заявил "Бизнесу" один из специалистов в дорожном строительстве, пожелавший остаться неназванным.

Сомневаются эксперты и в реалистичности планируемых показателей выручки проекта. Как заявил Уланов, исходя из цены проезда по трассе из расчета 3 руб. за километр для грузовых автомобилей и 1 руб. за километр для легковых, "доход от автомагистрали, по предварительным расчетам, может составить $154 тыс. в сутки, а срок окупаемости проекта не превысит семи-восьми лет". Однако в компании, знакомой с экономикой частной дороги, утверждают, что это "сильно завышенные показатели".

Впрочем, в "Первой управляющей компании" указывают на то, что бизнес, связанный со строительством частной дороги, помимо взимания платы собственно за проезд, открывает и другие возможности заработать. "Как наша компания, так и, вероятно, другие инвесторы наверняка будут заинтересованы в строительстве вдоль трассы коттеджных поселков, что значительно снизит сроки окупаемости проекта",- поясняет Уланов. С этим эксперты согласны: они считают, что дорога окупится как раз за счет побочного бизнеса. "Строительство платной дороги нельзя назвать высокодоходным проектом. Скорее, это грамотно продуманная политика освоения прилегающей к новой трассе территории,- рассуждает директор по маркетингу департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Александр Рыков.- Магистраль Москва-Переславль-Залесский станет дублером постоянно забитого Ярославскому шоссе, и это даст преимущество компании на направлении, которое известно своими водоемами". А директор управления загородной недвижимости компании "Миэль-недвижиость" Владимир Яхонтов предполагает: "Не исключено, что "Первая управляющая компания" просто выполняет госзаказ, рассчитывая в дальнейшем получить площадки под строительство в Москве и Подмосковье".

Деловая газета "Бизнес"