13.02.2006

"Грязные" деньги. Dirty.ru объявил о запуске "отдела обогащения" с валютой dirty money



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Не так давно популярный в Рунете коллективный блог Dirty.ru с весельем, шутками и прибаутками объявил о запуске "отдела обогащения" с валютой dirty money, которая по сути и есть WebMoney. За грязные деньги участники блога могут покупать в рамках Dirty.ru виртуальные ценности в виде дополнительных возможностей. В числе последних, например, редактирование профайлов (своих и чужих) и размещение баннеров. Баннеры эти к рекламе в Сети в его стандартном, "серьезном" виде имеют самое отдаленное отношение. По сути, они приравнены к тому же редактированию профайлов, сиречь существуют для всеобщего веселья или, как говорят серьезным голосом, усиления community-building составляющей проекта. Если поддерживать серьезный тон, то надо вспомнить, что Dirty.ru обладает большой лояльной к проекту аудиторией, которая может быть интересна рекламодателям.
Но рекламы на проекте нет, хотя она могла появиться там уже давно. Она бы раскупалась если и не как горячие пирожки, то как сносные слоеные булки уж точно. На то нет только согласия организаторов Dirty.ru, и нынешние баннеры за "грязные" деньги - суть ухмылка, обращенная к продажным подлецам-рекламщикам.
Внимания эта история, впрочем, заслуживает по другому поводу. Участники Dirty.ru могут и будут развлекаться как хотят, но ведь не только в Рунете, а и во всем мире коллективные блоги, социальные сети и иже с ними ставшие популярными виды проектов-сообществ чураются размещений рекламы на своих страницах. Основатели этих проектов, восприняв лояльных пользователей как свой главный актив, сделали из лояльности священную корову и построили вокруг этого тотема систему табу. Среди них одно из самых распространенных - табу на баннерную (или даже текстовую контекстную) рекламу. Речь не идет о баннерах, закрывающих контент, или всплывающих окнах, которые действительно раздражают пользователей. Под удар попала реклама как таковая, и это табу свято соблюдается в 90% случаев - по крайней мере до тех пор, пока постоянная лояльная аудитория сильно не вырастет. По достижении больших объемов пользователей велик шанс, что появится на голубом вертолете инвестор и предложит такое количество "грязных" денег, что отказать ему будет очень сложно. По крайней мере на Западе такое случается довольно часто. Вот тогда проклятые капиталисты, купившие проект с сообществом людей, начинают размещать рекламу, но на этот момент проект начинает прирастать новыми пользователями, и только совсем уж нещадное отношение к пользователям может этот процесс остановить. Самый красноречивый пример такой истории - MySpace.com.
Получается, что пользователей не отпугивает реклама, в конце концов, баннер, это не рекламный телевизионный ролик, прерывающий фильм на самом интересном месте. Да и сама мысль о том, что реклама может кого-то отпугнуть, довольно ущербна. Большинство проектов ориентируются на относительно взрослых людей в здравом уме и твердой памяти, которые должны понимать, что любимому сервису надо на что-то существовать, иначе он закроется. В данном случае продажа тех же виртуальных привилегий, как на Dirty.ru, или простая кнопка "помочь материально" более человечный способ поправить ситуацию с деньгами и одновременно дать пользователям большее чувство соучастия в проекте. Но в финансовых категориях такой подход может оказаться гораздо менее эффективным. Так что у нового поколения онлайновых сообществ людей (в каком бы формате они не существовали) неприятие обычной рекламы должно через какое-то время пройти. Отсутствие рекламных блоков на проекте уже сейчас не дает ни грамма конкурентного преимущества, не даст оно его и очередным стартапам.


Деловая газета "Бизнес"