13.02.2006

Закон о сокращении ТВ-рекламы прошел без помех



В пятницу Госдума приняла во втором чтении проект закона "О рекламе", в числе прочего предусматривающего значительное сокращение объемов рекламы на телевидении. Однако основную полемику в ходе пятничных слушаний вызвала глава, посвященная наружной рекламе. Рекламисты и телевизионщики по-прежнему заявляют, что в нынешнем виде законопроект их не устраивает, и надеются, что он может быть отклонен в Совете федерации.

Наиболее ожесточеную дискуссию вызвали поправки по наружной рекламе. Выяснилось, что авторы законопроекта отказались в полном объеме учесть замечания правительства Москвы, а также требования Федеральной службы охраны (ФСО). Новый закон предписывает заключать договоры на установку рекламных конструкций с хозяйствующими субъектами, в чьем ведении или оперативном управлении находится госимущество, на котором установлен рекламоноситель. Московский же комитет рекламы настаивал на том, чтобы оставить право заключения этих договоров за уполномоченным органом городских администраций, то есть за собой. ФСО, в свою очередь, просила, чтобы разрешение на установку рекламоносителя можно было признать недействительным, если он создает "причины и условия, порождающие угрозу безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов". Интересы столичного комитета рекламы и ФСО на слушаниях отстаивал депутат от фракции ЛДПР Алексей Митрофанов, который внес соответствующие поправки к закону. Однако их отклонили.

Поправки, предписывающие резко сократить объемы рекламы на ТВ, особых вопросов у депутатов не вызвали. Только господин Митрофанов высказался против поэтапного внедрения ограничений на количество телерекламы: "То, что введение нормы об ограничении отложено на полтора года, есть прямое нарушение законодательства. Оно может быть оспорено в конституционном суде".

Третье чтение документа запланировано на 17 февраля. Эксперты прогнозируют, что оно пройдет без помех. "Крайне редко бывает, чтобы после второго чтения были серьезные вопросы. Вносимые в процессе подготовки к третьему чтению правки носят юридическо-технический характер,– говорит независимый депутат Виктор Похмелкин.– Если баталии вокруг закона и продолжатся, то теперь уже в Совете федерации и в администрации президента".

Продолжение борьбы вокруг нового закона "О рекламе" в Совете федерации многие участники рынка считают весьма вероятным, в силу того что в нынешней редакции законопроект не устраивает ни одну из непосредственно заинтересованных сторон – ни телеканалы, ни рекламистов, ни рекламодателей. При этом для того, чтобы снова отредактировать текст законопроекта, могут использоваться самые разные поводы. Например, отклоненные Думой предложения ФСО. "Не исключаю, что нерешенный вопрос с поправками ФСО будет использован для вывода закона на согласительную комиссию Совфеда,– полагает гендиректор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин.– При этом понятно, что основным вопросом, который будет рассматривать комиссия, будет вопрос сокращения рекламы на ТВ. Если исправить пассажи с телевизионной рекламой, закон опять станет всем нужен".

ТИМУР Ъ-БОРДЮГ


Между первым и вторым

Текст после принятия в первом чтении Госдумой РФТекст после принятия во втором чтении Госдумой РФ
Статья 10. Реклама на телевидении
"При совмещении рекламы с телепрограммой способом 'бегущей строки' или иного наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более семи процентов площади кадра" "При совмещении рекламы с телепрограммой способом 'бегущей строки' или иного наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна: занимать более семи процентов площади кадра; накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера"
В тексте отсутствует "Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской рекламой, передачу агитационных материалов, распространяемых в соответствии с законодательством РФ о выборах и о референдуме"
Статья 19. Наружная реклама
"Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых на внешних стенах и крышах зданий, строений, сооружений, а также расположенных вне зданий, строений и сооружений, осуществляется с соблюдением требований настоящей статьи" Перечень дополнен остановками общественного транспорта, воздушными шарами и аэростатами
"Орган местного самоуправления выдает бессрочное разрешение на установку рекламной конструкции" "Разрешение на установку рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления сроком на пять лет"
В тексте отсутствует "Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Если она используется в иных целях, орган местного самоуправления может аннулировать разрешение на ее установку"
В тексте отсутствует "Орган местного самоуправления имеет право сносить рекламную конструкцию без суда, в случае если она установлена без соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления"


Что запрещает законопроект "О рекламе"

Согласно проекту нового закона "О рекламе", с 1 июля 2006 года количество теле- и радиорекламы не должно превышать 15% эфирного времени в сутки и 20% в эфирном часе. С 2008 года норма ужесточается – не более 15% рекламы в час. Художественные фильмы разрешается прерывать рекламой не чаще чем через 15 минут после начала их трансляции (либо последнего прерывания фильма), а продолжительность рекламного блока не должна превышать 4 минут. Трансляции спортивных соревнований разрешается прерывать рекламой только в перерывах матчей или во время их остановок.

Отменен запрет на рекламу в детских и образовательных передачах: теперь ее можно будет размещать два раза – в начале и в конце программы. В зависимости от длительности передачи (минимальная продолжительность передачи 15 минут) объем каждого блока составит от 1 до 3 минут.

Азартные игры запрещается рекламировать как источник заработка (дохода) или способ решения финансовых проблем. Их реклама не должна распространяться на радио и телевидении с 7 до 22 часов местного времени. Не допускается наружная (уличная) реклама казино, азартных игр и лотерей, а также табачных изделий (в том числе с помощью мобильных билбордов).

Закон оставляет в силе запреты на рекламу пива днем на ТВ-каналах, действующий с осени 2004 года. Запрещается демонстрировать в рекламе процессы курения и употребления спиртных напитков.

Ужесточены требования к рекламе медицинских препаратов: ролик не должен создавать впечатление ненужности обращения к врачу, содержать ссылок на конкретные случаи излечения от заболеваний и удачного применения того или иного препарата. Аналогичные ограничения распространяются на рекламу биологически активных и пищевых добавок, которая не должна формировать иллюзии, что препарат обладает лечебными свойствами.

Проект закона предусматривает санкции против распространителей компьютерного спама. Распространять рекламу по сетям электросвязи можно лишь при наличии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение.

С 1 января 2007 года запрещается реклама в виде мобильных билбордов.



Пивоварам запретили спонсировать Олимпиаду

Принятый во втором чтении проект закона "О рекламе" вызвал резкую реакцию производителей пива, которые считают, что их лишили еще одной возможности рекламироваться, используя спонсорские акции. "Принятая редакция закона делает невозможными любые виды спонсорства, а фактически ставит его вне закона",– заявил председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. Он напомнил, что спонсорами международных федераций являются ведущие пивные брэнды и федерации требуют от организаторов соревнований соблюдения обязательств перед рекламодателями. Таким образом, по мнению пивоваров, Россия может лишиться перспективы проводить на своей территории крупнейшие международные соревнования. Господин Мамонтов также заявил, что, скорее всего, спонсорские проекты пивоваренных компаний по поддержке, в частности, футбола и хоккея будут закрыты.




КоммерсантЪ