Леонид Абаюшкин: «Сетевой магазин заменит трех-четырех конкурентов»
В Москве только недавно стали формироваться операторы "соседских" магазинов. 1,5-2 тыс. магазинов, которые планируют суммарно открыть все ритейлеры к 2010 году,- незначительная часть московского рынка. Однако уже сегодня сети прогнозируют, что количество независимых игроков на рынке сократится как минимум на 70%. О перспективах рынка "соседских" магазинов корреспонденту "Бизнеса" Сергею Канунникову рассказывает член совета директоров сети АБК Леонид Абаюшкин.
- Чем объяснить нынешний всплеск интереса к формату "соседских" магазинов?
- Инвесторы оценили формат.
Для инвесторов, и интервальных, и стратегических, это направление интересно тем, что "соседские" магазины будут востребованы всегда. Не исключаю, что какие-то из новых проектов венчурные и будут развиваться для последующей продажи крупным сетям. Через несколько лет неизбежно произойдет насыщение рынка; последствия этого почувствуют все, но эффективные "соседские" магазины ощутят это в меньшей степени, чем крупные форматы. Когда у компании есть 50 разрозненных магазинов, приближенных к покупателю, отнять у нее лояльных потребителей будет гораздо сложнее, чем у одного-двух больших магазинов. Хотя бы в силу удобства их расположения и широты покрытия.
- Почему в Москве формат развивается так медленно?
- Во-первых, потому что на этом рынке, в отличие от рынка гипермаркетов, новые площади почти не строятся. Все более-менее подходящие помещения заняты и освобождаются медленно, по мере снижения эффективности текущих собственников. Во-вторых, открытие таких магазинов требует много вложений. Большинство "соседских" магазинов находятся в приспособленных помещениях, бывших советских магазинах "Продукты", "Овощи-фрукты", "Булочная-кондитерская" площадью 200-300 кв. м. Их проекты разрабатывались в 1960-70-е годы, с тех пор концепция торговли изменилась. Поэтому, беря такие площади в управление, ритейлер получает набор проблем: неудобные подъездные пути, маленькую витрину, сложности с установкой инженерного оборудования и т. д. На их решение уходит много времени. В-третьих, пока крупные сети не инвестируют в "соседские" магазины, считая, что проще и экономически выгодней построить один гипермаркет, чем 50-100 магазинов "шаговой доступности".
- Почему до сих пор в России нет франчайзи западных convenience store?
- Во-первых, как я уже говорил, крупных игроков, которые могли бы позволить себе купить франшизу глобальной сети, на этом рынке крайне мало. Во-вторых, западный опыт мало применим к российскому рынку. У нас с утра средний потребитель не заезжает в магазин типа 7-Eleven при заправке, чтобы заправить машину и заодно выпить чашку кофе и съесть хот-дог. У нас же все по-другому, автомобилизация населения на порядок ниже. Поэтому, во-первых, "соседский" магазин "по-русски" рассчитан на обслуживание не соседней магистрали, как на Западе, а 2,5-3 тыс. домохозяйств, расположенных в радиусе пяти-семи минут в спальном районе. Во-вторых, в силу той же специфики, для 7-Eleven важны продажи утром и в ланч-тайм, для нас - вечерние. Москвичи после работы заходят в магазин и покупают ужин. На ужин вряд ли кто-то захочет купить бутерброд или хот-дог, скорее салат или шницель. Поэтому у нас в ассортименте много свежих и готовых продуктов, тогда как магазины 7-Eleven достаточно ограниченны в ассортименте.
- Как могут изменить рынок сетевые проекты Daily и "Е.Д.А."?
- В ближайшее время передела рынка не будет, потому что рынок "соседских" магазинов очень велик. Есть оценки, что в Москве около 15 тыс. объектов, пригодных для организации магазинов такого формата. Даже в сумме сетевые операторы будут пока занимать на этом рынке незначительную долю. Тем не менее по мере вхождения новых сетей будет происходить консолидация рынка. Объем продаж одного сетевого "соседского" магазина в три-четыре раза выше, чем у одиночного. Населению нужно определенное количество товара, с появлением новых операторов оно увеличиваться не будет. Соответственно, один сетевой магазин за счет большей эффективности, больших ресурсов, более высокого уровня обслуживания и т. д.
вытеснит трех-четырех неорганизованных конкурентов. Но, думаю, ситуация для одиночных торговцев будет развиваться не так драматически: сети будут готовы брать их площади в аренду.
По опыту знаю, что для многих из них сдача площадей в аренду оказывается более выгодным бизнесом, чем торговля.
Деловая газета "Бизнес"
|