10.02.2006

Семен Слуцкий: "Рынку супер- и гипермаркетов очень далеко до насыщения"



Семен Слуцкий Осложнить развитие ритейлеров в формате магазинов "шаговой доступности" могут нехватка помещений и проблемы с логистикой. Но даже если профильным ритейлерам удастся найти решение этих проблем, "соседские" магазины вряд ли займут значительную долю рынка. Такое мнение в интервью с корреспондентом "Бизнеса" Сергеем Канунниковым высказал заместитель гендиректора сети гипермаркетов "Мосмарт" Семен Слуцкий.

- Появившийся интерес к "соседским" магазинам связывают с тем, что рынки супери гипермаркетов близки к насыщению, а "соседских" магазинов - нет. Вы согласны?

- Это очевидное заблуждение. Даже по сравнению с Восточной Европой видно, что российскому рынку очень далеко до насыщения. Например, в 2004 году в ФРГ на 100 тыс. жителей приходилось 10,9 супермаркетов, в Польше - 3,3, в Москве - 1,8, а в среднем по России - всего 0,3! По гипермаркетам ситуация еще более драматическая. В Германии на 100 тыс. человек четыре гипермаркета, в России - всего 0,01. Другими словами, чтобы дорасти до уровня Германии, в России нужно построить в 300 раз больше гипермаркетов. Другое дело, что цена входа на рынок "соседских" магазинов а-ля 7-Eleven достаточно низка. Скажем, на рынке гипермаркетов с $10 млн делать нечего, потому что открыть магазин такого масштаба (без учета расходов на строительство) стоит как минимум $6 млн. А для рынка "соседских" магазинов, где открытие одной точки стоит максимум $200 тыс., те же $10 млн - это огромные инвестиции. Думаю, низкая стоимость входа на рынок - главная причина интереса к этому сегменту, а не низкая конкуренция.

- Позволит ли низкая стоимость входа на рынок открыть сетям запланированные несколько сот магазинов?

- Планы хорошие, только в них верится с трудом хотя бы из-за очевидных проблем с поиском недвижимости. Думаю, что найти необходимое количество помещений, соответствующих критериям этого формата, будет практически невозможно. Ведь под проекты, аналогичные 7-Eleven, нужны небольшие помещения площадью около 100 кв. м. Их мало. Классические советские магазины не являются полноценной заменой таких площадок. Во-первых, они, как правило, большого размера. Во-вторых, за большинство из них идет борьба между крупными сетями.Вариант один: что-то строить самим. Но в Москве строить мелкие объекты очень тяжело. Есть и другие моменты, сдерживающие развитие таких ритейлеров. Например, сложности с организацией логистики. Заставить поставщика доставлять товар в каждый магазинчик не удастся- объем каждой поставки будет микроскопическим, а накладные расходы из-за большого количество точек - существенными. Соответственно, компаниям придется строить распределительные центры, создавать на их базе собственную систему доставки и т. д. Это дополнительные сложности. Не случайно ведь не слышно, чтобы магазинами площадью около 100 кв. м занималась какая-то из крупных сетей. Очевидно, что крупные игроки рассматривают такие магазины как слишком проблемный бизнес с меньшей отдачей, чем профильный формат.

- Рассматриваете ли вы "соседские" сети в случае их успешного развития как потенциальных конкурентов? /b>

- Наши покупатели могут совершать покупки в "соседских" магазинах - например, купить там пачку сигарет. Но основные покупки люди будут делать в больших магазинах. Если смотреть на сложившиеся рынки, доля гипермаркетов в некоторых странах Европы достигает 50% рынка, доля же convenience store мизерна.

Деловая газета "Бизнес"