09.02.2006

Вход бесплатный. Госдума приняла закон о бесплатных входящих звонках на мобильные



Анна Дорофеева

С 1 июля 2006 года абоненты сотовой связи освобождаются от платы за все входящие звонки, в том числе и с городских телефонов. Операторы связи поддерживают решение депутатов, но требуют разработать справедливый механизм распределения расходов абонентов.

Госдума в среду приняла в третьем чтении поправки в статью 54 Федерального закона «О связи», устанавливающие бесплатные входящие звонки на мобильные телефоны. В необходимости введения нового принципа оплаты звонков были уверены почти все депутаты. При необходимых 226 голосах за закон проголосовали 382 депутата, против – не было, двое воздержались.

Согласно принятому закону, за любые входящие звонки на мобильные телефоны будут платить сами звонящие. Оплата услуг связи производится по наличным или безналичным расчетам непосредственно после оказания услуги путем внесения аванса или с отсрочкой платежа, а порядок и форма оплаты определяются договором.

В случае, если тарифы на услуги оператора связи подлежат госрегулированию, по требованию абонента оператор связи обязан предоставить ему возможность оплаты предоставления доступа к сети связи с рассрочкой платежа не менее чем на шесть месяцев с первоначальным взносом не более чем 30% от установленной платы.

Во многих странах мира принцип оплаты услуг телефонной связи под названием «платит звонящий» – Calling Party Pays (CPP) действует давно. В Европе официально принцип CPP действует в Австрии, Бельгии, на Кипре, в Чехии, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Венгрии, Ирландии, Италии, Литве, Норвегии, Румынии, Швеции, Испании и Великобритании. Правила CPP также действуют во всех странах СНГ, некоторых странах Азии и Австралии.

«До момента принятия закона Россия была одной из немногих стран мира и единственной страной СНГ, где такой законодательной нормы не существовало», – сказал «Интерфаксу» член комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Максим Коробов. Господин Коробов уверен, что «закон заработает эффективно, и компании-операторы не станут корректировать свою тарифную политику в ущерб абоненту».

«Кроме того, эта мера повысит доступность услуг телефонной связи для населения, люди станут охотнее откликаться на звонки», – рассказал «Газете.Ru» первый заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимир Горбачев.

Новые правила оплаты звонков – это общемировая практика, констатируют эксперты рынка связи. «Если говорить про сотовых операторов, то с середины года, я думаю, они перейдут на соответствующий стиль работы, пересмотрят линейки тарифных планов. Исчезнут предложения, которые заявлялись как тарифы, где входящие звонки бесплатны. Для операторов фиксированной связи это не приносит никаких ни расходов, ни доходов», – считает Эльдар Муртазин, ведущий аналитик исследовательской компании Mobile Research Group.

Изначально закон о бесплатных входящих задумывался в интересах абонентов, а не компаний, отмечает Максим Коробов. Но операторы сотовой связи не против нововведений.

«Мы полностью поддерживаем инициативу Госдумы в этом вопросе, так как считаем, что это справедливое решение для абонентов». «Но при этом мы подчеркиваем, что со вступлением закона в силу одновременно должна быть введена плата за исходящие звонки с фиксированной связи», – объясняет позицию «Вымпелкома» (брэнд «Билайн») пресс-секретарь компании Юлия Остроухова.

Проблемой закона стал вопрос об оценке исходящих звонков с городских телефонов на мобильные. Они должны оцениваться по фиксированной плате, уверены аналитики. «Стоимость разговоров в среднемесячном счете любого сотового оператора останется прежней. Заметных повышений цен не будет», – уверен Эльдар Муртазин.

«Мы не видим необходимости в увеличении тарифов, так как уверены, что подобное нововведение будет резко стимулировать голосовой трафик из-за привлекательности бесплатных входящих звонков, что принесет нам дополнительную прибыль». «Но переговоры по выработке приемлемого механизма взаиморасчета пока продолжаются», – добавляет Юлия Остроухова.

«Этот принцип справедлив, и полагаю, что он приживется на российской почве», – говорит пресс-секретарь компании «Мегафон» Марина Белашева. «Но «дьявол скрывается в мелочах». Успешность справедливого распределения финансовых затрат между звонящим абонентом и тем, кому этот звонок адресован, будет зависеть от механизма его реализации».

Газета.RU