08.02.2006

Ан-148 подвис в воздухе. Украинский самолёт не понравился госсобственнику KraisAir



ИРИНА РУСАНОВА

Портфель заказов лизинговой компании "Ильюшин финанс Ко" (ИФК) на поставку российским авиакомпаниям регионального самолета Ан148-100 трещит по швам. "Бизнесу" стало известно, что "Красноярские авиалинии" не будут созывать внеочередное собрание акционеров для утверждения сделки с ИФК на поставку 15 самолетов Ан148-100; авиакомпания начинает снова изучать рынок региональных самолетов, причем государство, пусть и неявно, но настоятельно рекомендует ей обратить особое внимание на RRJ. Если ИФК потеряет такого крупного заказчика, то перспективы производства Ан148-100 на Воронежском авиазаводе (ВАСО) по лицензии украинского АНТК имени Антонова будут поставлены под сомнение, зато позиции поддерживаемого российской властью RRJ на отечественном рынке укрепятся.

О том, что "Красноярские авиалинии" откладывают выбор регионального самолета, "Бизнесу" сообщил генеральный директор авиакомпании Борис Абрамович. Этому решению предшествовал срыв внеочередного собрания акционеров 10 января по одобрению уже подписанного договора с лизинговой компанией "Ильюшин финанс Ко" о поставке KrasAir 15 самолетов Ан-148-100 вместимостью 60-80 человек. Как уже писал "Бизнес" (см. номер от 19 января), собрание было признано несостоявшимся "из-за отсутствия директивы, формулирующей мнение Росимущества". Мнение госсобственника по этому вопросу на собрании акционеров не должно было учитываться (для Росимущества приобретение авиакомпанией KrasAir этих самолетов - сделка с заинтересованностью: ему принадлежит 51% акций перевозчика и 38% - поставщика). Ведомство заблокировало корпоративную процедуру, отказавшись согласовать к собранию акционеров сумму сделки, а также сам бюллетень для голосования.

Менеджмент авиакомпании тогда планировал провести консультации с Росимуществом и, заручившись поддержкой госсобственника, вновь созвать внеочередное собрание акционеров. О том, что такие консультации идут, а собрание акционеров может состояться уже в марте, говорил две недели назад замминистра транспорта Александр Мишарин, возглавляющий совет директоров KrasAir. "Авиакомпания не будет инициировать созыв собрания акционеров в марте для одобрения сделки с ИФК",- сообщил Борис Абрамович. Судьбу контракта с ИФК он комментировать не стал. В "Ильюшин финанс Ко" "Бизнесу" заявили, что не располагают информацией об отказе KrasAir от сделки. По данным лизинговой компании, одобрение сделки просто откладывается на более поздний срок, но для ее реализации все готово. Абрамович, в свою очередь, говорит, что специалистам компании поручено продолжить изучение рынка региональных самолетов, в том числе обратить внимание на Russian Regional Jet (RRJ). Окончательное решение по региональному самолету будет принято в середине года.

"Навязывать RRJ компаниям с госучастием неразумно,- считает депутат Госдумы и совладелец Национальной резервной корпорации (НРК, контролирует около 30% акций " Аэрофлота".- " Бизнес") Александр Лебедев.- Но есть общая правительственная позиция: Ан-148 не оказывать никакой поддержки. И эта позиция должна была во что-то вылиться: сначала "Аэрофлоту" пришлось выбрать RRJ, теперь - KrasAir". Напомним, ИФК с самолетом Ан-148-100 участвовал в тендере "Аэрофлота" на поставку 50 региональных машин и даже вышел в финальную часть конкурса. Но в декабре 2005 года национальный перевозчик остановил выбор на RRJ, заказав у "Гражданских самолетов Сухого" 30 машин в комплектации на 95 кресел.

Вполне вероятно, что KrasAir по примеру "Аэрофлота" также объявит открытый тендер. Тем более что, по данным источника "Бизнеса" в Росимуществе, именно этого и требовал госсобственник от KrasAir. В ведомстве считают, что в результате тендера сумма сделки может оказаться ниже за счет составляющей по лизинговым платежам. Кроме того, не проведя тендер, компания KrasAir не дала другим производителям, в том числе RRJ, возможность предложить аналогичные машины.

ИФК И KRASAIR
подписали контракт 29 апреля 2005 года. Документ предусматривает твердый заказ десяти Ан-148-100 с передачей машин в 2006- 2007 годах и опцион на поставку перевозчику еще пяти таких самолетов в 2008 году. Сумма всей сделки составляет примерно $270 млн. Авиакомпания «Пулково» - второй крупный заказчик Ан-148-100. Ей по договору, подписанному 6 декабря 2005 года, ИФК должна поставить 18 Ан-148-100. В «Пулкове» по поводу этого документа «Бизнесу» сообщили, что он согласован с Росавиацией и нет никаких причин невыполнения контракта с ИФК.



Деловая газета "Бизнес"