08.02.2006

Каждая вторая бутылка минералки - поддельная



Николай Гритчин

Каждая вторая бутылка минеральной воды, произведенная в России, сфальсифицирована, то есть наполнена не из лечебных источников, а едва ли не из водопроводного крана. Такие данные были приведены на состоявшемся в конце минувшей недели в Пятигорске всероссийском совещании по противодействию распространению фальшивой минералки. На совещании предложено принять госпрограмму по борьбе с контрафактной продукцией и ужесточить наказание за производство фальшивок.

Открывший встречу руководитель администрации Кавказских Минеральных Вод Виталий Михайленко заявил поначалу: о том, каковы масштабы фальсификации минералки, говорить публично нельзя, это информация "для служебного пользования". Аргументация - "надо беречь авторитет российского продукта". Однако авторитет продержался недолго: уже вскоре представитель действующей в рамках Торгово-промышленной палаты (ТПП) России "Союзэкспертизы" Марина Бубнова заявила: "Объемы контрафактной продукции [минеральной воды] сопоставимы с продукцией легальной". Иначе говоря, фальшивой является каждая вторая бутылка.

Элементарный прием надувательства потребителя - продажа ему под видом "Ессентуков", "Славяновской" или "Нарзана" воды, упакованной на заводах Центральной России или Урала. Натуральная питьевая минералка после добычи из скважины "живет" лишь несколько часов. И за это время должна быть закатана в бутылку. В противном случае ее свойства теряются. Но из Ставропольского края продолжают нелегально вывозить цистерны с минеральной водой для последующего разлива в тару за тысячи километров от ее места происхождения. Другой вариант - продажа под видом природной натуральной минералки так называемой восстановленной воды (то есть искусственно насыщенной солями) известных торговых марок. Эксперты считают, что и в этом случае покупателям предлагают подделку, поскольку достичь полного соответствия микроэлементов невозможно.

Сложность в том, что некоторые типы минеральной воды разливают одновременно несколько заводов. Наибольшее число производителей, по сведениям президента ТПП Ставропольского края Виталия Набатникова, у "Ессентуков" - аж 27. Такое изобилие этикеток покупатель не в состоянии удержать в голове. Поэтому не так давно созданной ассоциации местных производителей минералки было предложено внедрить единую защитную марку на свою продукцию. Впрочем, даже хорошо знакомая этикетка на бутылке не гарантирует, что содержимое соответствует исходным данным. У нас научились не только воровать кипы этикеток из типографий, но и печатать их по собственным эскизам.

- Мы даже привлекли к защите этикеток известного фальшивомонетчика советской поры Виктора Баранова, - заявил Набатников. - Он изготовил водяные знаки. Но затем сам же признался: и их нынче подделывают.

- Необходимо принять государственную программу борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, - заявил вице-президент ТПП России Владимир Страшко. - И определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию политики в этой сфере.

А руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов предложил Госдуме ужесточить уголовную ответственность за производство контрафакта - и уже в ближайшее время в Думе пройдут депутатские слушания на этот счет.

Известия