03.02.2006

Программный перезвон



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Новость о том, что Warner Music собирается заключить соглашение со Skype, чтобы продавать рингтоны для этого сервиса VoIP-телефонии, вызывает в первый момент лично у меня глупый смех. Продавать звонки в виде кусков мелодий для программы, позволяющей звонить с компьютера,- это настолько близко к абсурду, что было бы совсем смешно, если бы подобным промыслом не занимались столь солидные компании. У Skype по официальным данным около 70 млн пользователей, а каждый рингтон собираются продавать по $1,5. Даже если только 10% этих пользователей купят хотя бы один рингтон - получается около $10,5 млн. Если проводить параллели с рингтонами для мобильных телефонов, можно предположить, что часть активных пользователей будет покупать каждый месяц от двух до пяти звонков, и денег получается еще больше.
Но если продолжать параллели с мелодиями для мобильников, стоит вспомнить, как около полугода назад неутомимые борцы за соблюдение авторских прав из ассоциации звукозаписывающих компаний США нашли очередных виновников падения продаж в виде интернет-магазинов. Виноватыми магазины оказались в том, что предлагали покупателям фрагменты мелодий с выставленных на продажу дисков. Люди скачивали эти фрагменты, а потом использовали их в своих телефонах в качестве звонка, вместо того чтобы официально купить рингтон. Такие доводы обвинителей сильно притянуты за уши, да и в качестве врагов номер один они все же продолжали видеть файлообменные сети, где скачивается гораздо больше музыки в mp3, и каждый файл может стать рингтоном для мобильника, но подобная тенденция все же существует.
Повальному развитию подобного способа обзаводиться новыми мелодиями для мобильного телефона мешает только недостаточно широкое распространение среди людей нужных технических навыков, знаний и программного обеспечения. Кроме того, на рынке есть множество компаний, занимающихся продажей контента для мобильных телефонов, которые создают такой мощный рекламный поток предложений "послать SMS и получить мелодию", что многие люди и не задумываются о других возможностях получить то же самое бесплатно.
Можно предположить, что пользователи Skype в массе своей более техническиподкованы по использованию компьютера, как никак - скачали, поставили программу, звонят через интернет… Никаких альтернатив с SMS у них нет. Но при этом самый большой вопрос - а есть ли у них потребность менять звонки? Учитывая, сколько в последнее время выпускается и продается дополнительных устройств для Skype, можно предположить, что его пользователи любят обживать этот инструмент общения, подстраивая его под себя, делать индивидуальным. Пусть в этом порыве они захотят поставить себе вместо звонка кусок песни. Но что заставит их купить рингтон за $1,5, а не подключить один из mp3-файлов, уже хранящихся на жестком диске? Если партнерство Warner Music со Skype окажется успешным, это будет большой удачей и покажет, что пользователи изменились: появилось очень много людей, которые не то невероятно ленивы, не то слишком любят покупать все лицензионное. Кроме того, успех в этом деле может стать отправной точкой новой волны продаж всевозможных мелочей для обживания компьютера: скринсейверов, наборов смайликов и звуков для IM. Все это случится, если маленькая затея больших компаний увенчается успехом. Но верится с трудом.

Деловая газета "Бизнес"