03.02.2006


"Аэрофлот" летит на крайний север. "Аэрофлот" присматривается к небольшим перевозчикам в Западной Сибири



ИРИНА РУСАНОВА

"Аэрофлот", начавший формирование сети дочерних предприятий, присматривается к небольшим перевозчикам в Западной Сибири.
Следующей его покупкой может стать принадлежащая властям Ямало-Ненецкого АО авиакомпания "Ямал" с пассажиропотоком 400 тыс. человек.
О том, что авиакомпания "Ямал" может стать очередным дочерним предприятием "Аэрофлота", заявил губернатор Ямало-Ненецкого АО Юрий Неелов. По его словам, правительство округа, которому принадлежит авиапредприятие, ведет переговоры с руководством национальной авиакомпании о вхождении "Ямала" в структуру "Аэрофлота". Как показывает практика, "Аэрофлот" обычно выкупает контрольный пакет акций регионального перевозчика и преобразует его в "дочку" по типу "Аэрофлот-Регион". Именно по такой схеме были выкуплены "Аэрофлотом" в 2002 году авиакомпания "Донавиа", известная сегодня под именем "Аэрофлот-Дон", и в 2004 году "Архангельские воздушные линии", выполняющие теперь полеты под брэндом "Аэрофлот-Норд".
Авиакомпания "Ямал" - довольно крепкий середнячок с парком в 58 воздушных судов, большую часть из которых составляют самолеты Ту154 (различных модификаций) и Ту-134. Годовой пассажиропоток перевозчика составляет 400 тыс. человек, а маршрутная сеть в основном выстроена на перевозках внутри Тюменской области, куда территориально входит Ямало-Ненецкий АО, и на рейсах в Москву из крупных городов региона - Тюмени, Салехарда и Надыма.
""Аэрофлот" уже продемонстрировал свою способность позитивно влиять на региональные компании. "Архангельские воздушные линии" самый яркий тому пример",- отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. В 2005 году пассажиропоток "Аэрофлот-Норда" вырос примерно на 80% по сравнению с 2004 годом - до 800 тыс. человек.
"Аэрофлот" же за дочерних предприятий увеличивает свои внутрироссийские перевозки.
Согласно планам, озвученным полтора года назад гендиректором "Аэрофлота" Валерием Окуловым, к 2010 году перевозчик должен занять 40% российского рынка авиаперевозок.
Пока же по количеству перевезенных пассажиров внутри страны "Аэрофлот" уступает "Сибири". По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП) за 10 месяцев2005 года, на внутренних линиях "Аэрофлот" перевез примерно 1,7 млн человек, а "Сибирь"- около 2,3 млн человек. При этом сеть дочерних предприятий выгодна "Аэрофлоту" не только увеличением присутствия брэнда внутри страны, но и возможностью эффективного использования парка воздушных судов. Компания намерена передать "Норду" и "Дону" часть малоэффективных Ту134 и Ту-154, а для собственных нужд закупить более современные машины.
Официально в "Аэрофлоте" не комментируют возможную сделку с ямальцами и ее параметры. Источник "Бизнеса" в окружении Окулова сообщил, что предложения правительства Ямала приняты к рассмотрению и изучаются менеджментом авиакомпании. Когда "Аэрофлот" может принять решение про "Ямалу", неизвестно.
"Вряд ли власти Ямала много запросили за свою авиакомпанию",- уверен Рыбак. Во-первых, отмечает эксперт, ЯмалоНенецкий АО- довольно богатый регион и не станет наживаться на продаже "Ямала", а во-вторых, администрация округа в силу географических особенностей региона заинтересована в развитии транспорта.



Деловая газета "Бизнес"