03.02.2006

News Outdoor ищет выход к Индийскому океану



Вчера лидер восточноевропейского и российского рынков наружной рекламы компания News Outdoor Group (NOG) объявила о начале экспансии в Индию. Руководство компании заявляет, что в ближайшие годы намерено сделать ее лидером на развивающихся рынках наружной рекламы. Операторы российского рынка "наружки" надеются, что экспансия NOG за рубеж будет выгодна и им: сосредоточив все силы на развивающихся рынках, News Outdoor станет менее активна в России.


Руководители News Outdoor Максим Ткачев (справа) и Сергей Железняк согласны друг с другом в том, что главная проблема компании на индийском рынке будет кадровая


По словам управляющего директора News Outdoor Group Максима Ткачева, в конце прошлого года компания начала работать на двух новых рынках – индийском и болгарском. В Индии у NOG пока нет активов: компания открыла офис, сотрудники которого займутся скупкой местных операторов и созданием новых рекламных сетей. В Болгарии произведена реструктуризация активов. До сих пор фирма Balkan News Outdoor входила в болгарское подразделение медиакорпорации News Corp., которая владеет одной из болгарских телекомпаний. Теперь Balkan News Outdoor выделена из состава News Corp., переименована в "News Outdoor-Болгария" и будет подчиняться находящейся в Москве штаб-квартире NOG.

Активную скупку активов на развивающихся рынках News Outdoor Group начала в мае прошлого года, после того как российское подразделение группы News Outdoor-Ruissia получило в Европейском банке реконструкции и развития кредит в размере $130 млн. Первой покупкой стал украинский оператор "СВ Аутдор", который, по оценкам экспертов, обошелся компании примерно в $10 млн. Затем компания вышла на турецкий рынок, заплатив $6,5 млн за турецкого оператора Kamera Acikhava Reklamclik. Наконец, в конце прошлого года компания завершила сделку по приобретению 67% акций израильского оператора Maximedia Outdoor Advertising. Сумма сделки не разглашалась. Созданная в 1999 году NOG входит в принадлежащую медиамагнату Руперту Мердоку The News Corporation Ltd. Компания была создана одновременно с покупкой контрольного пакета акций одного из крупнейших игроков московского рынка наружной рекламы компании "АПР-Сити", переименованной затем в News Outdoor-Russia. В 2003 году корпорация перевела свой головной офис из Лондона в Москву. NOG представлена в России, Чехии, Польше, Румынии, а с начала прошлого года – на Украине, в Турции и Израиле. Оборот NOG в 2004 году составил $200 млн, при этом на долю News Outdoor-Russia пришлось $150 млн. В 2005 году оборот NOG приблизился к $300 млн. Руководство News Outdoor утверждает, что основной задачей группы в ближайшие годы станет экспансия на развивающиеся рынки, где бизнес наружной рекламы пока не сложился. "Мы хотим создать компанию, которая будет лидировать на развивающихся рынках мира",– говорит Максим Ткачев. Экспертов такая тактика не удивляет: рынки развитых стран давно поделены между тремя крупнейшими международными компаниями – JC Decaux, Clear Channel и Viacom. Обороты каждой из них превышают €1,5 млрд. News Outdoor с ее оборотом $300 млн сегодня занимает лишь шестое место.

По мнению российских экспертов, шансы NOG закрепиться на развивающихся рынках велики. "Пока транснациональные гиганты заняты консолидацией развитых рынков, у News есть все предпосылки для успеха на новых рынках,– говорит гендиректор 'Эспар-аналитик' Андрей Березкин.– Тем более что на примере России компания показала, что в условиях нестабильной экономики можно выстроить эффективную медиаструктуру". "У них есть то, чего нет у глобальных лидеров Clear Channel и JC Decaux,– опыт работы в нестабильных ситуациях",– считает президент группы компаний Gallery Анатолий Мостовой. Тем не менее уже сейчас можно предположить, какие проблемы возникнут у руководства NOG при налаживании работы новых офисов. По словам Максима Ткачева, чтобы наладить деятельность румынского офиса, руководству News Outdoor за первые полтора года работы пришлось уволить 70% местного топ-менеджмента, поскольку, "продав свой бизнес, эти люди продолжали вести себя как его хозяева". А в Венгрии NOG и вовсе пришлось продать свой бизнес: ей так и не удалось обойти местных операторов и занять сколько-нибудь значительную долю рынка. По словам господина Ткачева, на момент продажи обороты фирмы не превышали $3 млн.

Операторы российского рынка "наружки" рассчитывают, что экспансия NOG за рубеж сыграет им на руку. "Чем больше внимания News Outdoor уделяет зарубежным рынкам, тем, я надеюсь, меньше внимания будет уделять России,– говорит президент российского отделения Defi-Russie Сергей Клюшкин.– В таких условиях остальным игрокам российского рынка будет легче развиваться".

РОДИОН Ъ-ЛЕВИНСКИЙ, ТИМУР Ъ-БОРДЮГ

КоммерсантЪ