03.02.2006

Двенадцать новых «копеек». АвтоВАЗ принял стратегию развития до 2020 года



Александр Поливанов, Петр Канаев

Летом в производство будут запущены Lada Priora, через 3 года будет построен новый завод мощностью в 450 тыс. автомобилей в год. «Пятерки» и «семерки» окончательно уйдут.

Руководство АвтоВАЗа объявило о масштабных планах развития на ближайшие 15 лет. На пресс-конференции, состоявшейся после заседания совета директоров компании и утверждения стратегии развития предприятия до 2020 года, президент-гендиректор предприятия Игорь Есиповский объявил, что АвтоВАЗ планирует построить новый завод мощностью в 450 тыс. машин ежегодно. Такое решение принято в связи с тем, что усовершенствовать старые мощности уже не имеет смысла. В 2005 году компания произвела в общей сложности 721,5 тыс. машин. «Насыщенность технологическим оборудованием существующего производства завода сегодня такова, что реально попытаться вписать что-то новое в существующее производство практически невозможно. Речь может идти только о строительстве нового производства», – передает слова Игоря Есиповского «Интерфакс».

Целесообразность строительства нового завода вызывает сомнение у экспертов автомобильного рынка. «Строительство займет около трех лет, его стоимость составит больше $600 млн. На разработку новых моделей также будут потрачены значительные средства. А новый автомобиль должен будет окупаться и конкурировать с иностранными», – отмечает аналитик ИК «Атон» Алексей Языков.

Намерение производить до 450 тыс. автомобилей в год означает, что на рынке должен возникнуть серьезный спрос. Но если сейчас АвтоВАЗу удается поддерживать минимальную конкурентноспособность благодаря низким ценам, то через несколько лет этого преимущества крупнейший российский производитель может лишиться. «Рост затрат на рабочую силу в России идет быстро. Производить дешевле Китая не получится, качественнее Германии тоже», – считает Алексей Языков.

Несмотря на опасения, в целом российский рынок воспринял новость о строительстве завода позитивно. Обыкновенные акции АвтоВАЗа на ММВБ поднялись к середине для на 3,7%, привилегированные – на 4,8%. Этот рост выглядит особенно заметным на фоне того, что акции других компаний на фондовой бирже не растут. Индекс ММВБ за неполный день опустился на 0,61%.

«Рынок реагирует на то, что стратегия наконец принята, одобрены сроки. Я ожидал, что все опять затянется», – объясняет активность рынка аналитик ИК «Метрополь» Александр Жуков.

Полны оптимизма и менеджеры АвтоВАЗа. По словам Игоря Есиповского, уже выбрано подходящее место для строительства. Новый завод будет располагаться рядом с существующим тольяттинским производством.

Финансовую помощь компания планирует получить у государства. Как сообщалось ранее, на финансирование нового проекта могут быть выделены средства из инвестиционного фонда. «Речь идет о достаточно больших инвестициях, и здесь никто, кроме как государство, не может нам помочь», – подтвердил на пресс-конференции председатель совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков.

По его словам, общее финансирование строительства нового завода и вложение в существующие мощности предприятия «составят несколько миллиардов долларов». Также Владимир Артяков пообещал, что будут привлекаться инвестиции банков как под гарантии государства, так, возможно, и прямые.

«Банкам такие стройки всегда выгодны, особенно под госгарантии», – отметил Алексей Языков. Помимо строительства нового завода АвтоВАЗ запланировал снять с производства в 2007 году «пятерки» и «семерки».

Вместо них в конце лета 2006 года будет запущен в производство новый автомобиль Lada Priora. Это новая модель, разработанная на базе Lada 110.

«Мы планируем модернизировать и этот завод (старый. – «Газета.Ru») и привести его к тому виду, нормальному, как с точки зрения организации производства, так с точки зрения и технологий, который будет сопоставим с новым. То есть фактически мы получим удвоенные мощности в Тольятти», – сказал вице-президент АвтоВАЗа по техническому развитию Максим Нагайцев.

Он также сообщил, что в течение ближайших пяти лет будут созданы три новые универсальные платформы. На каждой из них будут разрабатываться по четыре модели автомобилей. То есть всего в ближайшие годы АвтоВАЗ планирует разработать и запустить в производство 12 новых моделей.

Планируется перейти на производство классов C, D, E, а также внедорожников и минивэнов.

Газета.RU